К возвращению в школы начальной военной подготовки. О безоружном патриотизме

К возвращению в школы начальной военной подготовки. О безоружном патриотизмеО необходимости возврата в школы предмета “Начальная Военная Подготовка” Министерство Обороны говорит уже давно - с 2002 года.

А меры по реализации этой идеи начали принимать только сейчас.

Депутат “Единой России” Алексей Журавлев заявил о разработке соответствующего закона:

“На сегодняшней день у нас предусмотрен всего год службы в армии. Любой эксперт скажет, что за это время невозможно подготовить квалифицированного специалиста. У нас настолько высокий уровень военной техники, что только год надо учиться разбираться в ней, Кроме того, у нас нет сегодня предметов в школьной программе, которые развивали бы патриотизм. Думаю, НВП поможет решить эту проблему”.

Идея понравилась далеко не всем.

“Авторитарные режимы очень странные. То боятся народ на митинги пускать, то вводят во всех школах НВП.... НВП имеет смысл только если призывную армию отменят.” - считает видный оппозиционер Олег Козырев.

“Вот люди все-таки застряли где-то во времени. Советского Союза давно нету, а люди продолжают в нем жить и работать. Причем застряли даже не в 80-х годах, а вообще в каком-то совсем кондовом социализме, который был только в плохом кино, на пропагандистских плакатах и в материалах съездов партии. Теперь «Единая Россия» хочет ввести в школах вместо ОБЖ стародавнюю начальную военную подготовку....

Любовь к родине зависит от самой родины. Если страна живет неправильно, нечестно, если родина нам не мать, а мачеха, то какую патриотическую клюкву не разводи – все это пройдет мимо ушей и ничего кроме раздражения не вызовет. К тому же все мы помним, кто шел в военруки. Чаще всего или старые солдафоны, которые квасили в кабинете, или неудачники, которые в армии нигде больше не пригодились. То же самое будет и сейчас. Хороши воспитатели патриотизма, нечего сказать”
- считает тоже,кажется, видный журналист Антон Орех.

“Патриотизм - это достаточно глубокое чувство, которое не выпячивают. В честь него не размахивают винтовками и пулемётами” - окончательно закрывает вопрос видная правозащитница Алла Гербер.

Сразу же после прочтения этой замечательной фразы специально нашел в интернете портрет Жукова и сравнил с портретом Аллы Гербер. Долго думал про Аллу Гербер и представлял как бы она пристыдила нескромного Георгия Константиновича.

Так уж получилось, что в нашей стране система образования с армией всегда была связана достаточно плотно. Во-первых, в силу того, что армия в России призывная, а во-вторых, потому что большинство легальных отсрочек от армии, не связанных с состоянием здоровья, связаны именно с получением высшего образования и всяческих ученых степеней. Впрочем, кое-где связка «»армия-образование» начинается ещё со школьной скамьи. Речь идет о занятиях начальной военной подготовки, которые в рамках текущей реформы образования возвращаются в школу.

Здесь следует углубиться в новейшую историю образования в РФ, дабы прояснить ряд общих мест. Когда-то НВП была переименована в ОБЖ. Но во многих школах, несмотря на смену названия, суть предмета осталась той же. С походами в тир, строевой подготовкой, «Зарницами» и военными сборами. В такой школе учился и ваш покорный слуга. В общем-то, ничего плохого по поводу такого вот ОБЖ я сказать не могу. Больше того: недельные военные сборы после десятого класса дали мне некоторое понимание того, что такое наша армия, в рамках социальных взаимоотношений. Полезный опыт. Ну и забавно было пострелять из «калаша». Я даже, несмотря на свое плохое зрение, куда-то там попал в район мишени. Но речь не о моей ностальгии.

Речь о том, что сейчас НВП планируют возвращать в школы вполне официально, и по этому поводу мы уже можем наблюдать вой, плач и стенание либеральной общественности. Понятно, легче всего сказать, что общественность воет просто потому, что она либеральная. Либеральная общественность у нас против государства, а любые образовательные реформы этими людьми воспринимаются стандартно: «Ы-ы-ы!!! Они делают дебилов из наших детей!!!» Хотя не очень понятно, кто имеется ввиду под «нашими детьми», ведь либералы размножаются крайне трудно и нерегулярно, поскольку семью нужно всячески планировать, и вообще – нечего нищету плодить. Но есть одна тонкость в восприятии российской армии в среде интеллигенции, которая находится, скорее, не в сфере политики, а в сфере экзистенциального ужаса.

Мне в свое время по работе пришлось много и часто общаться со всякой разной творческой молодежью в третьем поколении. Молодежь была очень творческой и культурной, через одного со справками из дурдома для «белого билета». Так вот, для этих прекрасных людей армия была неким филиалом ада. Или Мордора, если хотите. В этом Мордоре обитают тупые и злобные орки, и творческим интеллигентным эльфам в Мордор ну никак нельзя. Нужно ли говорить, что у эльфов этих и с вузом не ладилось потому, что «в институте идиоты-преподаватели, сама вузовская система – дебильная и душит все творческие порывы»? Но даже если с вузом у эльфов как-то получалось, то словосочетание «военная кафедра» вызывало всё тот же глубокий ужас.

Это я всё к чему? К тому, чтобы яснее была своеобразная логика либеральной общественности. Давайте гипотетически, исходить из того, что в армии у нас действительно ад. При этом у нас обязательный призыв. Ну, а если у нас обязательный призыв в ад, то логично же к нему заранее подготовиться? Логично. Если речь идет о здоровой логике. Но если речь идет о глубинной психологической травме, то реакции человека будут напоминать поведение персонажа из мультфильма, где «сейчас я сделаю всем темно». От любых намеков на армию в школе, в вузе, в окружающей действительности такой человек будет испытывать панику, у него будет «переключать тумблер», и он будет всеми силами противиться появлению в обозримом пространстве явлений, хоть как-то намекающих на кошмарный Мордор с тупыми орками. Ну а НВП – это уж очень прямой намёк на армию.

Понятно, что рассуждения за патриотизм со стороны либеральной общественности – это еще один мотив песни про страшную военщину. Мол, НВП патриотизму не научит, да и вообще, какой можно испытывать патриотизм по отношению к «Рашке»?

Вообще, если уж смотреть в суть такого явления, как патриотизм, то в самом широком смысле – это любовь к Отечеству. Любовь же предполагает не только гормональный гон, но и некоторое понимание того, что ты любишь, и как это что-то можно и нужно любить. НВП в данном случае, та дисциплина, в рамках которой молодым людям расскажут, что любовь к Отечеству подразумевает защиту этого самого Отечества. Ну и выдадут подробную инструкцию, как именно можно это отечество защищать. Понятно, что прекрасные эльфы понимают защиту Отечества очень по-своему. С айпадом, а не с оружием наперевес. Но большая часть нашего народа консервативна, и с этой консервативной точки зрения, логичнее в рамках защиты родины выглядит человек, знающий каким концом из автомата стреляют. А вот «сакральное знание», с какого конца айпада удобнее ретвитнуть что-нибудь искромётное – это с консервативной точки зрения к защите Родины имеет какое-то уж очень опосредованное отношение.

Ну и чисто психологически, полоролевые модели детям в рамках НВП прививаются такие, когда понятно кто тут и почему мальчик, и кто тут и почему девочка. Кому в атаку бежать, а кому раненых выхаживать. У протестующих интеллигентных эльфов, как показали события с побиваемым девочко-мальчиком, в плане таких моделей – совсем беда.

А вот что под словом «патриотизм» подразумевают либералы – это очень интересный вопрос. Судя по яростному протесту, касающемуся НВП, это какая-то такая любовь к Родине, которая предполагает у Родины отсутствие вооруженных сил и всяких знаний о том, что такое вооруженные силы, у молодых людей, живущих на этой самой Родине. Вудсток, в общем, и «революция цветов». Для полного либерально-патриотического счастья, видимо, не хватает только чемодана ганжубаса. И будет тогда всё по Гербер.

Есть, однако, среди всей этой паники и ряд рациональных замечаний. Например, к преподавательскому составу. К пресловутым военрукам, среди которых очень много было «алкоголиков со стажем», и которые, в общем-то, ничему не учат. Вспоминая свою школу, могу сказать, что такие товарищи действительно случаются. Пару лет нам пришлось учиться у такого человека. Бог миловал, его в итоге уволили за систематическое пьянство на рабочем месте. Ну и был у нас вполне вменяемый майор, который всему прекрасно учил. И многим это дело нравилось. Кому ж не понравится в тире на халяву стрелять? Так что это - часть проблемы квалифицированных преподавателей вообще: она стоит очень остро уже не знаю сколько лет. И проблему эту неплохо бы решать комплексно.

Ну и, дабы сразу ответить на вопросы в комментариях: сам я в армии не служил.

Отучился в аспирантуре, получил степень кандидата наук, потому являюсь лицом сугубо гражданским.

И вот, как лицо сугубо гражданское, я очень хочу, чтобы у нас была сильна армия, чтобы наши солдаты и офицеры были элитой нации, чтобы в нашей армии были самые стойкие и подготовленные солдаты и самые умные и талантливые офицеры. Ровно потому, что мне, как человеку, стрелявшему из «калаша» один раз в жизни и куда-то там попавшему, при такой армии будет как-то спокойнее. И если у нас начнут грамотно и талантливо учить военному делу со школьной скамьи – я этому буду только рад.


Источник: "Однако".

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.