Дееспособно ли правительство? или К новой приватизации

Дееспособно ли правительство? или К новой приватизации Все-таки наш премьер - удивительно остер на язык. Так, буквально на днях, он произнес замечательную фразу: «Еще раз повторю, что смысл, конечно, не только в пополнении бюджета: нам нужна эффективная и основанная на частной собственности экономика, и именно поэтому мы и занимаемся приватизацией», - сообщил чиновникам и общественности Дмитрий Медведев.

"Кроме того, нужно заняться и оптимизацией структуры государственной собственности, - отметил премьер. - Их количество должно быть минимизировано, но и это нужно делать по определенному плану, не останавливая работу структур. Не оставлены соображения по развитию государственных корпораций, которые постепенно должны преобразовываться в акционерные общества, что некоторые уже и сделали».

То есть дело даже не в деньгах, в чем, собственно, с премьером нельзя не согласиться - имея в заначке сотни миллиардов долларов, беспокоиться о сотнях миллионов или даже миллиардах рублей наивно. Но вот зачем нам нужна частная экономика? Нет, я ничего не имею против малого и среднего бизнеса, который работает, платит налоги, создает рабочие места ... А вот верно ли это для приватизированных компаний?

Истории про то, как не платят налоги приватизированные нефтяные компании, мы все слышали, более того, некоторые даже за это наказали, хотя и не все. Кстати, не исключено, что дело тут даже не в том, что они приватизированные, дело, скорее, в том, как их приватиировали. Есть компании, которые работают вполне эффективно, даже не будучи приватизированными, Сбербанк, например. Кстати, кто-нибудь может объяснить, зачем приватизировался пакет его акций (что собственно, и стало поводом для откровений премьера)? У Сбербанка нет денег на новые проекты? Ну так дайте ему под тот же процент, что мы получаем с американских казначеек, денег из резервов ЦБ. В рублях, разумеется. Смысла в этом будет куда больше, чем в прошедшей приватизации, если, конечно, нам про нее все правильно рассказали.

При этом есть и проблемы у государственных предприятий – поскольку не очень понятно, кто и как будет финансировать их развитие. Хорошо здесь Сбербанку – а как быть другим, не столь крупным компаниям. Но и это не значит, что их нужно приватизировать просто ради приватизации ... Есть у нас отрасли, которые в СССР приносили колоссальные прибыли, а сегодня влачат жалкое существование. Рыболовная отрасль, например. Я могу объяснить почему - это не великая тайна: сложную инфраструктурную отрасль приватизируют по частям, тогда как разумнее было бы изначально формировать устойчивые цепочки - от моря до прилавка.

Собственно, тема эта всплыла сегодня не только потому, что наш премьер удивил мир очередным откровением, но и в связи с тем, что в ближайшее время планируется продать чуть ли не самый последний кусок советской рыболовецкой короны - Архангельский траловый флот (АТФ). Отметим, что находится он в сложном положении, причем по вполне понятной причине - государственное предприятие требует государственных же и инвестиций в свое развитие - а этим оно не занимается уже 20 лет. Как следствие, флот вынужден закладывать корабли в коммерческих банках, чтобы выйти в море.

При этом государство долгое время вело себя как собака на сене: отказываясь эффективно управлять своей собственностью, оно не собиралось и проводить приватизационный конкурс с целью поиска компании, способной и поставить на ноги флот, и принести бюджету реальную прибыль в виде налогов, и создавать вполне конкретные рабочие места.

Понятно, что приватизационный конкурс должен подразумевать в качестве условий – и обязать нового собственника сохранить флот в Архангельске (поскольку именно там расположена береговая инфраструктура), и выплатить долги флота, и обеспечить социальные обязательства. Если этого не произойдет, то вполне вероятно, что собственник решит продать флот, а полученными квотами торговать на рынке, в результате - государство понесет как прямые, так и косвенные убытки: и разрушение портов, и ухудшение состояния дел с продовольствием, и увеличение импорта, и рост безработицы. Их кто-то просчитывает? Судя по всему, нет.

Несмотря на бравурную риторику, зачастую конкурсы и аукционы превращают государство в банального торгаша, которого интересуют только прямые денежные доходы, получаемые в ходе приватизации. Инфраструктура большой отрасли, которая приносит, колоссальные косвенные прибыли (и за счет снижения выплат пособий по безработице и других социальных выплат, и снижение импорта, и увеличение внутристранового денежного оборота, и за счет выплат смежникам, и за счет налогов, и т.д., и т.п.), как-то выпадает из расчетов нынешнего правительства. У него в голове какая-то мозаичная картинка - оно видит только отдельные кусочки реальности, а вся картина экономики страны для него большая загадка.

Что решит правительство по поводу АТФ, я пока не знаю. Может продать какому-нибудь любителю металлолома, который сразу все уничтожит, может - кому-нибудь, кто переведет остатки флота в Мурманск, где, конечно, порт незамерзающий, но зато и инфраструктура, специально для АТФ выстроенная, отсутствует. Но с точки зрения ответственного понимания государственных интересов, конечно, нужно устраивать конкурс с жесткими условиями, причем - прежде всего, конкурс планов развития АТФ. И у государства есть чем привлечь тех, кто может вложить свои деньги в реализацию этих планов - те самые квоты на вылов, которые серьезных денег стоят.

Если эту работу провести качественно, то, хотя бы для одного портового города, можно будет затем и отрасль восстановить. А потом, в рамках уже имеющегося примера, поднимать и остальные города, бывшие ранее центрами рыбной промышленности. Беда только в том, что не очень понятно, способно ли вообще наше правительство к реализации таких комплексных планов. Пока, во всяком случае, особо не заметно, чтобы оно чего бы то ни было достигло на этом поприще.

Собственно говоря, я как раз и предлагаю на примере АТФ рассмотреть вопрос, а дееспособно ли вообще это правительство. А то про Сколково мы много слышали, только результатов пока не видно. А тут - простой и понятный вопрос: корабли либо ходят в море, либо нет, рабочие места или есть, или нет, рыба или поступает на прилавки, или нет. И проверять легко: организовал в Госдуме три слушания на эту тему, в декабре, в мае и осенью 13 года и решил вопрос об ответственности конкретных чиновников. Депутаты, правда, сами этого сделать не смогут, но зато они отлично могут поднять шум, который в нынешней ситуации как раз и может привести к отставке нерадивых чиновников.

Отметим, кстати, что так можно практически по любому вопросу поступать, просто тут уж больно все просто, даже не нужно быть экспертом чтобы понять, способно правительство к конструктивной работе или нет. И мне кажется, что пришло время хоть один раз проверить наши власти на умение хоть что-то сделать. А то они отчитываются только по написанным нормативным актам (интересно, их хоть кто-нибудь целиком читает до того, как они вступают в силу?), а вот по обычной государственной жизни как-то эффекта нет.

Мне кажется, что история с Архангельским траловым флотом - типичный пример. И критерии тоже простые: если корабли весной в море не выйдут, рабочие места в Архангельске закроются, рыба на прилавки не поступит - конкретных чиновников нужно увольнять, причем не с понижением, а навсегда, с госслужбы. Как раньше говорилось, по статье. Причем не рядовых исполнителей, а всех, кто ставил свои подписи под документами о приватизации АТФ. То есть до министров включительно. Так что я предлагаю вынести эту тему на широкое общественное обсуждение.


Источник: "Однако".

ВАК
  • ВАК
  • 24 октября 2012 12:26
"...нам нужна эффективная и основанная на частной собственности экономика..." Эта мантра звучит уже десятки лет, а воз и ныне там, что свидетельствует о недееспособности власти. Причина кроется в качествах парциального социокультурного поколения 1985-2011 гг., которое не было ориентировано на организацию производства. Нынешнее поколение (2011-2037) ориентировано на развитие техники и технологий, но власть своими действиями выставляет различные препятствия, в том числе и приватизацией, разрушающей сложившуюся систему научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и производства. Это видно на многочисленных примерах разваленных НИИ и предприятий.
STARIK
  • STARIK
  • 27 октября 2012 22:58
Отличная статья умного аналитика! Дима хотя и имеет юридическое образование, но он, наверное, не понимает, что его втянули в очередное преступление. А, возможно, он сознательно идёт на это преступление, отнимая у народа очередную часть собственности, по праву принадлежащей всему народу. Нет, скорее всего, он больше похож на куклу – марионетку, которую дёргают за ниточки и она выполняет те движения, которые придумал кукловод.
Разгром единой рыбной промышленности уже нанёс огромный урон нашей стране и этот разгром так цинично и подло, по отношению к нашему народу, завершается. Практически исчезли с прилавков магазинов российская рыбная продукция – её место заняли сомнительного качества рыбопродукты из стран Юго-Восточной Азии. А, мы, глупые ещё и возмущались введёнными "рыбными днями" в общепите СССР. Тогда думали и о здоровье населения, а сейчас думают только о прибылях.
Думаю, что алчные узурпаторы власти не будут возрождать рыбную промышленность, если её остатки раздают частным дельцам. Бог ты мой, какую прекрасную страну мы позволили прихватизировать алчным паразитам! Найдутся ли средства, что бы вытравить паразитов из погибающего от их деяний, организма?
Добавить комментарий
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.