Сказка ужасов советского шаманства

PS. Очередной раз повторяем, данная тема посвящена тому, как нас видят, воспринимают на Западе, как к нам относятся, что о нас пишут. Что ругают и что хвалят. И делать собственную оценку, отличную от их мнения

Книга Шаманские Миры, запись шаманов Сибири в советской России, должна была запудрить мозги в духе Маркса
Я читал о сибирском шаманизме, который переносит меня в мир, где сказки ужасов были еще живы в 20 веке. Одна история, собранная в 1980-ых, рассказывает о шамане Хозогои, который, как полагали, "есть души детей". Подозрительный гость подменяет собственного ребенка на ребенка шамана в колыбели: "Ночью, сквозь сон, гости увидели Хозогои ударил в свой барабан колотушкой три раза в направлении колыбели и поднес его к губам, после чего нечто, напоминающее сметану потекло в его рот. После этого женщина снова переложила детей детей».

«Ранним утром следующего дня, домашних разбудил душераздирающий вопль ребенка хозяев. Ребенок кричал на некоторое время и вскоре умер. Хозогои попытался вырвать то, что он проглотил в ночь, но ничего не вышло. Он тогда сказал: "То, что было съедено никогда не вернется. И мой дух оставил меня навсегда, будучи зол, что я накормил его моим собственным ребенком».

У рассказа есть быстрая, неуклонная жестокость братьев Гримм, но это происходит не в давние времена, и не в далеком мире ведьм, а в – как это могло бы быть – в юрте по соседству.

Другим отличием от Гримма является то, что в их сказках о Германии 19-ого столетия, постоянная тема - голод. Но в этих сказках сибирского народа, нависающим страхом становятся болезни. Дети умирают, умирают матери, туберкулез и оспа уничтожают целые племена. Все эти случаи смерти происходят из-за злых духов. Это объяснение болезни и смерти, конечно, общее почти для всех бесписьменных религий, и выживает даже в грамотных. Шаманство Сибири соединилось в различных местах с исламом, буддизмом и христианством, в зависимости от религии захватчиков того или иного региона. Во всех этих случаях выжили ритуалы игры на барабанах и пения в затемненной палатке, даже если духи вызова изменили свои имена и символы.

Шаман, хотя он - или она - есть темные силы, необходим племени, потому что духи, с которыми они общаются являются единственными силами, которые могут бороться с злом, которое представляется с поразительной ясностью: "Даже считается, что злой дух оспы появился на путях миграции оленеводов в виде женщины с красными волосами, как у европейки".

"Белая женщина с рыжими волосами" - не включена ни в какую из разработанных систем мифологии. Это потребовало бы в ней нового места, которое может появиться только в развитых религиях. Даже тогда будет пласт неофициальных народных верований, которые противоречат официальной доктрине почти в каждом пункте. Важно то, что в ритуале смысл не может быть отделен от представления. Другая действительно важная вещь в шаманстве, что ее цель не состоит в том, чтобы объяснять мир, а в том, чтобы усовершенствовать его. Это, конечно, то чего Маркс требовал от своих собственных последователей: "Философы до настоящего времени пытались понять мир, не пытаясь изменить его. " Это ещё один пример, в котором марксизм напоминает религию больше, чем науку.

Книга, которую я читаю - Шаманские Миры - является переводом объемного, первоначально изданного в советской России труда, так, чтобы вызвать ритуальное уважение к духам Маркса и Ленина. Авторы, независимо от их личных взглядов, возможно, были обязаны сделать вид, что они изучают что-то, что должно исчезнуть. "Исчезновение религиозных остатков не прямой процесс. При определенных обстоятельствах они могут возродиться, влияя на некоторые группы людей. Но общая тенденция развития общества неизбежно обрекает их на постепенное исчезновение."

Приятно прочитать это и размышлять, что есть почти наверняка больше шаманов, чем коммунистов, процветающих сегодня в Сибири. Ни марксизм, ни шаманизм не могут вылечить заболевания про которые они говорят, но у шаманов были лучше песни и миру было гораздо легче их вытерпеть.

Автор: Andrew Brown

Источник: Гардиан.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.