Русский гаджет. Как Максим Каманин превратил мираж в технологию

Русский гаджет. Как Максим Каманин превратил мираж в технологиюМаксим Каманин создает безэкранный интерактивный дисплей, позволяющий демонстрировать изображение прямо в воздухе и управлять им «пассами».
Будущее любого стартапа — в тумане. Но больше всего тумана, пожалуй, у молодого инновационного проекта DisplAir (ООО «ДисплАир Компани») из Астрахани, поскольку именно он лежит в основе разрабатываемой здесь технологии. Принцип действия нового типа мониторов, над которым «колдуют» Максим Каманин и его команда, заключается в проецировании изображения на «экран», образованный воздушным потоком с микроскопическими каплями воды. В результате появляется изображение, которое словно висит в воздухе. Оператор устройства может манипулировать им движениями рук — растягивать, перемещать, нажимать «кнопки», то есть проделывать все то, к чему уже привыкли пользователи смартфонов и планшетов с обычными плоскими интерактивными дисплеями. Только новый монитор позволяет делать это прямо в воздухе.
дея стартапа, признает аспирант Астраханского государственного технического университета Максим Каманин, одновременно витала в воздухе и казалась далеким миражом. «Мы с сокурсниками занимались различного рода инновационными разработками и в определенный момент захотели сделать что-то по-настоящему серьезное», — говорит он. В процессе обсуждения возникла мысль об управлении изображением в пространстве: такое сплошь и рядом показывают в фантастических фильмах — так почему бы не попытаться воплотить это в жизнь? Сокурсникам эта идея поначалу показалась неосуществимой, говорит Максим: дескать, такого самим не осилить. Ему же она запала в душу, да и жена поддержала. Стал делать теоретические выкладки и присматриваться к подходящим технологиям. Начал с теории миражей, потом перешел к другим природным оптическим эффектам — в том числе к радуге. «На самом деле все, что в итоге воплотилось в нашем продукте, — подарено самой природой, — говорит Каманин. — Облака, радуга, миражи — все это использовано в нашей технологии».

Соткать из воздуха

Главный вызов на этапе НИОКР состоял в том, чтобы научиться создавать в воздухе «качественную» основу для проекции изображения. Эффект почти прозрачного «экрана», который в конце концов получился у стартаперов, — это стабилизированный слой потока воздуха с мельчайшими частицами воды, созданный методом кавитации. Эффект кавитации известен давно и используется, в частности, в бытовых увлажнителях воздуха для испарения жидкости без нагрева. «Это не пар, — поясняет Каманин, — а обработанный воздух. DisplAir его разрежает, выделяет конденсат, разбивает на мельчайшие частицы, отсеивает с помощью соленоида слишком крупные, а мельчайшие смешивает с воздухом». В результате на выходе, по сути, получается тот же воздух, но «белесый» — из‑за частиц воды. Его поток и образует «систему линз», на которую можно проецировать изображение с любого мультимедийного средства. Причем воздух этот сухой: например, салфетка, находящаяся в потоке, не становится влажной.

Устройство (а пока это только прототип) еще далеко от совершенства. Изображение не столь четко и статично, как в тех же самых фантастических фильмах: оно слегка колышется и дрожит. Но уже понятно, куда двигаться — что и как улучшать.

В технологической гонке по созданию дисплея нового поколения астраханская DisplAir — не единственный участник. У российского стартапа есть два зарубежных конкурента — если, конечно, их можно назвать таковыми, учитывая разницу в условиях работы, в финансировании, в конечной стоимости и в рынках сбыта. Это финская компания Fogscreen и американская IO2 Technology. Устройство финских разработчиков действует как раз на водяном паре, и если побыть под ним какое-то время (а пар там спускается сверху вниз), то можно намокнуть. Американский дисплей Heliodisplay от IO2 Technology, подобно российской разработке, выдает сухой обработанный воздух. Отличие — в принципах создания воздушных потоков. Если внутрь американского «экрана» сунуть палец, то струя воздуха будет рассекаться, — а значит, и изображение потеряет целостность. В российском дисплее даже ладонь, поставленная поперек, не создаст «дырки» в картинке: потоки воздуха организованы так, что обтекают препятствие и смыкаются за ним. Кроме того, устройство астраханцев почти в два раза легче американского и потребляет меньше электроэнергии.
Максим Каманин утверждает, что DisplAir превосходит западных конкурентов и с точки зрения управления, за которое отвечает специальная программная оболочка. Управление осуществляется при помощи жестов, которые отслеживают инфракрасные датчики движения, причем используется полторы тысячи точек, что позволяет компьютеру «видеть» даже мелкую моторику и «понимать», что именно показывает рукой пользователь. Возникает соблазн сравнить это с игровым контроллером Kinect, разработанным компанией Microsoft для своей игровой приставки Xbox и впервые представленным на выставке в 2009 году, но нет: майкрософтовский контроллер, ставший прорывом для индустрии развлечений, «работает» с крупной моторикой — поворотами тела, движениями конечностей и проч.

Системой управления DisplAir одновременно может пользоваться множество людей. Уже поступают предложения от фирм — производителей игр и интер­активных программ. Данная разработка выделена в самостоятельное направление в компании и будет продаваться не только в комплекте с монитором, но и отдельно.

А я еду за туманом...

Астраханский стартап — хороший пример того, как реализацией даже самой фантастической идеи в конце концов можно «заразить» окружающих. Амбициозные цели — как магнит для энтузиастов, особенно когда что-то действительно начинает вытанцовываться.

К своим НИОКР Максим Каманин для начала привлек брата и отца, которые взялись за изготовление деталей для опытной установки.

Вскоре подтянулись сокурсники — те самые, что некоторое время назад отнеслись к идее скептически. Затем стартапу стали помогать самые разные люди и специалисты — причем совершенно бесплатно, лишь бы быть причастными к проекту, который пытается «сказку сделать былью». Более года единственными сотрудниками, получавшими в DisplAir зарплату (пусть и весьма символическую), были Максим и технический директор — поскольку полностью посвятили себя проекту и больше нигде не работали.

Почти все сотрудники компании — молодые люди. Собственно говоря, только такие и способны работать в стартапе, уверен Максим. По его словам, после тридцати лет человек «закостеневает» и начинает искать в жизни стабильности, обзаведясь семьей. «Мы развиваемся с такой динамикой, что люди старше

35 лет за нами просто не поспевают!» — улыбается глава DisplAir. После нескольких выставок и сюжетов на телевидении молодых энтузиастов стало хоть отбавляй. «Берем только тех, кто мыслит амбициозно и желает если не изменить мир, то хотя бы принять участие в создании чего-то потрясающего», — говорит Михаил Безрук, директор по связям с общественностью.

Амбициозные стартапы влекут и венчурных инвесторов. У главы DisplAir появилась даже возможность выбирать. Естественно, свой выбор он останавливает на тех, кто не просто предоставит финансирование, а привнесет в проект свои связи и компетенции — ведь нужны именно «умные» деньги! Компания вот-вот получит свои первые серьезные инвестиции — $800 тыс., которые пойдут на совершенствование технологии и запуск полуавтоматического производства. Сейчас компания способна производить в ручном режиме лишь по три монитора в месяц, поэтому ограничивается выпуском опытных образцов. После создания собственной производственной площадки можно будет выйти на ежемесячный объем в сто мониторов. Примерно через шесть месяцев стартаперы рассчитывают на второй раунд привлечения инвестиций, после которого масштаб производства поможет значительно снизить стоимость единицы продукции. В конечном итоге Максим надеется наладить выпуск таких мониторов, которые будут доступны массовому пользователю. По предварительной оценке, в ближайшем будущем их стоимость можно будет довести до $5–15 тыс., что в несколько раз дешевле, чем у конкурентов.

Туманные перспективы

Пока все складывается как нельзя лучше: броский проект привлек немало внимания и собрал обильный урожай премий и званий. После презентации разработки в Кремниевой долине в 2010 году DisplAir попал в десятку самых перспективных стартапов года по версии Plug'n'Play. Был отмечен на «Селигере-2010», где с проектом ознакомился президент Дмитрий Медведев. Удостоился Зворыкинской премии и взял главный приз в «Кубке Техноваций». Стал резидентом Сколкова — со всеми вытекающими из этого статуса преимуществами.

Но каковы варианты применения? Понятно ведь, что устройство явно не предназначено для набора текстов дома или в офисе. Между тем предложений со всех сторон поступает столько, что стартаперам пока сложно понять, в какой области применение мониторов нового поколения способно дать наибольший финансовый результат. Видимо, сами потенциальные заказчики в конце концов и определят «направление главного удара» для DisplAir.

Компания L'Oreal, например, разглядела в безэкранном мониторе новые возможности для продвижения: ведь покупатели парфюмерии могут с помощью монитора не только получать информацию о продукции, но и обонять ее, поскольку технология позволяет «ароматизировать изображение» — добавлением ароматических веществ в воздушный поток, из которого формируется «экран».
Компания «Альма» из Санкт-Петербурга, которая занимается, в частности, оборудованием для развития детей, намерена закупить сразу 600 мониторов. С предложением о сотрудничестве вышла и фирма Infotouch, специализирующаяся на поставках музейного оборудования, в том числе мультимедийного и интерактивного. Помимо этого, уже сейчас DisplAir предлагает свои мониторы в аренду — например, компаниям, которые хотели бы выделиться среди других экспонентов на выставке. С легкой руки городских властей родной Астрахани обнаружилось еще одно применение технологии — для наружной рекламы и оформления: мэрия предложила поучаствовать в тендере на «украшение» фонтана рядом со зданием администрации. От участия, впрочем, стартаперы сочли за благо отказаться до лучших времен: у компании пока не так много ресурсов, чтобы отвлекаться на бумажно-бюрократическую работу, связанную с участием в размещении госзаказа. Но за идею все равно спасибо!

Что имеем в сухом остатке? Уже первая серия переговоров с потенциальными заказчиками и покупателями выявила массу интересных рыночных ниш и вариантов специализации в рамках технологии, разработанной DisplAir: дисплеи для образовательных учреждений, маркетингового продвижения, наружной рекламы, 3D-моделирования объектов, компьютерных игр. Какой вектор сделать главным — большой вопрос. А возможно, вариант самого массового применения еще не нащупан и отсутствует в приведенном перечне! Впрочем, и имеющегося вполне достаточно, чтобы обеспечить себя работой на многие годы и попутно оттачивать технологию.

Особо полезны контакты и общение с технологическими гигантами, которые видят отдаленную перспективу и чертят свои карты технологического развития на десятилетия вперед. Разработка DisplAir, например, оказалась весьма интересна Samsung Electronics, с представителями которой стартаперы регулярно общаются. Как, например, насчет того, чтобы встраивать такие дисплеи в смартфоны и планшеты? Фантастика? Сегодня — да, а завтра это вполне может стать «былью»!
Автор: Василий Романцов.


Источник: http://i-business.ru.

Valeriy    Bondarik
Здравствуйте!

ОЧЕНЬ,ОЧЕНЬ интересная информация - спасибо Вам!
Разработчики и изобретатели ВСЕГО ЭТОГО - просто молодцы!!!

* ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАПАТЕНТУЙТЕ это изобретение! И что ВАЖНО - чтобы это изобретение ПРИНЕСЛО ПОЛЬЗУ России! Только ТАК!
(ведь столько всего - за этот долгий "демок,Г,атический" период времени - "уплыло" к ЧУЖИМ из России, не принеся НИКАКОЙ пользы для РУСИ!...ХВАТИТ! НЕ "кормите" чужих! Творите и Содействуйте улучшению Жизни для России!!!)

! Удачи разработчик(ам)у и ЗДРАВОМЫСЛИЯ!!! Молод(цы)ец!!!

С уважением - Валерий Бондарик,г.Эдмонтон.Канаада. 29.02.12.
Добавить комментарий
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.