Титан играет жизненно важную роль для Боинга и России

Титан играет жизненно важную роль для Боинга и России

Верхняя Салда, Россия — Боинг должен сделать свои авиалайнеры легче, и для это ему нужен титан. И за этим легким и прочным металлом, американский производитель самолетов приезжает в этот небольшой город в Уральских горах.

На литейном заводе титана Avisma, некогда секретном заводе, который делал ядерные части ракет во время Холодной войны, титановые ребра для самолетов Боинга сложены в кучи, как пиломатериалы. В пристройке, совместном предприятии Боинга и Avisma под названием Урал Boeing Manufacturing перемалывают кованые детали, предназначенных для Америки. Одна треть всей сборки посадочных устройств самолета Боинга сделана с титановыми пучками из России.

Русские делают титановые детали, которые незаметны, но не менее важны, как на самолетах нового типа 787 Dreamliner так и обыденном пригородном самолете, 737.

Боинг покупает так много титана у России — производитель самолетов планирует $18 миллиардов на закупку на ближайшие десятилетия — что теперь исследования новых сплавов производит совместно с русскими. В Москве, в тысяче миль к западу, команда 1,400 космических инженеров проектирует корпусы и крылья частично, используя российские титановые компоненты.

Что титан взлетает является светлым пятном для агонизирующей аэрокосмической промышленности России. Это как приветствие от Boeing. С новым самолетом Dreamliner Боинг совершил прыжок в новые технологии и организовал более широкую глобальную сеть поставщиков. Стратегия эффектно сочеталась с новым литий-ионным аккумулятором, сделанным в Японии. Риск пожаров вынудил Боинг оснастить батареями весь флот в течение нескольких месяцев.

Но российская титановая стратегия приносит свои плоды. Зависимость от российского титана, хотя и связана с геополитическим риском при современной напряженности в отношениях между США и Россией, делает легкий металл более экономичным, поэтому Boeing использует его больше. Снижение веса самолета делает их более экономичными в эксплуатации и, следовательно, более привлекательными для авиакомпаний. Завод Ависма, расположенный в глубине соснового леса, делает 35 процентов всего титана для самолетов гражданского типа Боинга.

“Есть части, которые только мы делаем. Никто больше,” сказал Михаил Васильевич Воеводин, директор завода и совладельцем.

Титановые детали дьявольски трудно делать. В кузнице литейного цеха, гигантские круговые печи возвышаются вдоль стен главного плавильного зала, как трубы некоторого вулканического органа в адском соборе, в шесть этажей. Электричество плавит металл в этих вакуумных трубах.

Гигантские стойки, столбы и листы нагревают до тех пор они не запылают красным и не погрузят в водные ванны, где по ним ударяют гидравлическими молотами весом в пять тонн. Они становятся удивительно крепкими.

"Россия является важным партнером по титановым деталям для 787" сказал Сергей Кравченко, директор офиса Боинга в России, в письменном ответе на вопросы. Завод "имеет самый большой в мире пресс титановых штамповок для Boeing и использует все преимущества этой уникальной возможности", писал он.

Русские начали использовать титан в «Востоке», в космической капсуле, в которой Юрий Гагарин полетел в 1961 году. К 1970-ым советские генералы приняли блестящий металл. Началась секретная программа, требующая невероятных ресурсов. В дополнение к самолетам Советы сделали субмарины из титана.

Полдюжина Alfa, Майк и торпедные подводные лодки класса Папы выпускались с корпусами, которые были на 30 процентов титановыми по весу, согласно данным заводского музея. Каждая потребовала более чем 2000 тонн металла. Легкие и прочные, подводные лодки, называемые "Золотая рыбка", могли давать ход в 44 узла, или 50 миль в час, под водой.

Эта история позволила Boeing быть уверенным в стабильной российской поставке. Помимо России и других бывших советских государств, лишь четыре страны плавят его в промышленных количествах: Соединенные Штаты, Германия, Япония и Китай.

Тот опыт холодной войны дал Avisma знания и поразительные способности. Когда-то они производили 90 000 тонн в год, больше, чем остальные страны мира вместе взятые в 1970 году. Завод в настоящее время поставляет около 32 000 тонн, хотя и более высокого класса. Всего Ависма производит 45 процентов аэрокосмического титана в мире.

Сотрудничество между Боингом и русскими осложнилось после 2007 года, когда Russian Technologies, правительственный конгломерат, взял на себя литейный завод. «Русские технологии» стремились возродить военную промышленность России путем нахождения гражданских покупателей для продукции двойного назначения. Они хотели продавать Боингу так же как Аэробусу, главному конкуренту Боинга. Завод также снабжает Embraer, Bombardier и производителей двигателей.

Для Боинга союз с авиакосмической промышленностью России, выходит за пределы титановых покупок. Поддержанный правительством Соединенных Штатов обеспокоенным тем, что безработные русские инженеры авиации и ракетостроения, работали на государства-изгои, Boeing открыл конструкторский центр в Москве в 1990-ых. Этот центр нанимает инженеров для краткосрочных работ из российских компаний Ильюшина, Сухого и Хруничева, производителей космических капсул и спутников.

Большая часть стоимости создается при выплавке сплавов. Чистый титан стоит около $ 7 за фунт. Смешанный с цирконием, никелем и другими сплавами для аэрокосмической частей, однако, он может стоить более $ 150 за фунт. Московский технический центр имеет три патента на такие сплавы.

Ависма является весьма выгодным для России производителем. Российские Технологии продала контрольный пакет акций в прошлом году, акциями Ависма торгуют на ММВБ. Ее рыночная капитализация колеблется на уровне 2 млрд. долларов.

Ависма продолжает работать для российских военных. На складах находятся ракеты и части самолетов, огромные титановые кольца корпусов для ракет Булава, последней межконтинентальной российской баллистической ракеты, сложены в большие неравные кучи, как порции луковых колец для конца света. (Большинство потребительских товаров из титана для гольф-клубов и альпинистских ледорубов дешевле сделать в Китае из нелегированного металла.)

Три года назад, Ависма открыла дополнительную линию медицинского титана для имплантатов, которая быстро выросла, чтобы захватить около четверти этой специализации на рынке по всему миру.

Это все одинаково для завода, рассказал директор г-н Воеводин. Тот же самый процесс создания штампованных деталей. Разница лишь в том, что как только это выходит из этой гигантской российской кузницы в горах ", оно входит в человека, а не в самолет."

Автор: ANDREW E. KRAMER

Источник: РУСИНФОРМ.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.