Всё началось с памятного заседания правительственной комиссии по энергетике во главе с премьер-министром Владимиром Путиным, состоявшегося на Саяно-Шушенской ГЭС 19 декабря 2011 года. Тогда глава правительства возмутился вопиющими фактами вывода средств энергетических компаний в аффилированные с их высшим руководством офшорные фирмы и потребовал разработать механизмы, делающие прозрачной схему собственности и доходности российских компаний с государственным участием.
Такая задача была возложена на вице-премьера Игоря Сечина. Причём, по сообщениям СМИ, последний явился главным инициатором всей антикоррупционной кампании: газета «Ведомости» утверждает, что именно зампред правительства представил Владимиру Путину данные, на основании которых премьер и сделал жёсткие заявления в адрес энергокомпаний.
Уже к 30 декабря был подготовлен список поручений правительства к госкомпаниям, которые тут же, невзирая на праздники, были приняты к безусловному исполнению по всей стране.
В целом эти поручения основаны на двух основных методах борьбы с коррупцией в госкомпаниях России. Первый – раскрытие всех выгодоприобретателей фирм-контрагентов, работающих с госкомпаниями. Документально подтверждённая информация должна быть направлена в профильные министерства до 1 февраля.
Второй метод – представление декларации о доходах и имуществе начальства госкомпаний, их филиалов и «дочек»: руководителей, их замов, членов советов директоров, а также всех их родственников. Декларации необходимо было подготовить до 10 января, так что спокойными прошедшие новогодние отпуска для топ-менеджеров государственных компаний явно не назовешь.
Кроме того, до 14 января госкомпании и госбанки должны изменить свои внутренние документы так, чтобы иметь возможность заключать договоры лишь с теми контрагентами, которые согласились на полное раскрытие информации о собственниках. Если контрагент отказывается это сделать, он не сможет работать с госкомпанией – даже если придётся расторгать уже заключённые контракты.
К тому же в случае офшорного «подданства» ключевых инфраструктурных компаний страны они будут переводиться под российскую юрисдикцию – на этом настоял премьер-министр Владимир Путин.
Цель подобных мер очевидна: сделать неосуществимой типичную сегодня схему, при которой руководство госкомпании опутывает вверенную ему структуру собственной бизнес-сетью, как правило, тайно записанной на ближайших родственников и зарегистрированной за рубежом. Десятки и сотни подобных фирм с неясной структурой собственности, имея привилегированный, а то и монопольный доступ к системе контрактов и закупок, «доят» госкомпании, навязав завышенные цены, пропуская через себя миллиарды бюджетных средств. Значительная часть этих денег оседает в офшорах и таким образом избегает налогового фильтра.
Отмытые в зарубежных банках и длинных цепочках посредников, эти деньги оказываются уже в полном распоряжении семейного «бизнес-менеджмента» и идут либо на приобретение разнообразных благ, либо на коррумпирование чиновников, в том числе представителей надзирающих органов.
После реализации правительственных поручений типичная коррупционная схема, применявшаяся до последнего времени в госкомпаниях, станет невозможной или, по крайней мере, окажется серьёзно затруднена. Топ-менеджмент принадлежащих государству корпораций не сможет бесконтрольно и безнаказанно уводить бюджетные средства на собственные счета и потеряет всякую возможность незаконно наживаться на своём должностном положении.
Россия как страна получит значительную долю прозрачного бизнеса, резкое снижение ценовых издержек в системе госзакупок, повышение налоговых сборов в бюджет и общее оздоровление чиновничьего аппарата.
Павел Вершинин