Заставить Россию поплатиться? это не так просто

Заставить Россию поплатиться? это не так простоВАШИНГТОН - Президент Обама предупредил Россию, что "придется поплатить" из-за военной интервенции в Украине. Но у США мало приемлемых возможностей для создания таких затрат, и недавняя история показывает, что Россия готова платить, когда она на карту поставлены ее интересы.



Еще прежде чем президент Владимир В. Путин в субботу публично объявил о своем намерении послать российские войска в украинскую территорию Крыма, г-н Обама и его команда уже обсуждали, как реагировать. Они говорили об отмене поездки президента на встречу на высшем уровне в России в июне, откладывание возможного торгового соглашения, выкидывания Москвы из группы 8 или перемещения американских военных кораблей в регионе.

То есть тот же самый набор действий, который был предложен президентом Джорджем Бушем в 2008 году, когда Россия вступила в войну с Грузией, другой упрямой бывшей советской республикой. Тем не менее, плата, наложенная в то время, оказалась лишь незначительно эффективной и недолгой. Россия остановила свое наступление, но почти шесть лет спустя полностью никогда не соблюдала условия соглашения о перемирии, которое она подписала. И безотносительно заплаченного, на данный момент очевидно, что это не стало для нее препятствием вновь оказывать давление на соседа.

"Вопрос в том: Является ли эта плата достаточно большой, чтобы заставить Россию не использовать в своих интересах ситуацию в Крыме? Это вопрос на $ 64,000", сказал бригадный генерал Кевин Райан, отставной офицер, который служил военным атташе в посольстве США в Москве, а теперь, как ученый Гарварда, возглавляет группу бывших российских и американских чиновников на переговорах по неофициальным каналам.

Г-н Обама дал первый прямой ответ после 90-минутного телефонного разговора с г-ном Путиным в субботу, как он приостановил подготовку к встрече G-8 на высшем уровне в России в июне. Белый дом заявил, что “дальнейшее нарушение Россией международного права приведет к большей политической и экономической изоляции”.

Майкл Макфол, который только что ушел с поста посла г-на Обамы в Москве, заявил, что президент должен пойти дальше, чтобы убедиться, что деловое сообщество в России понимает, что оно может оказаться отрезанным. “Должна быть как можно скорее серьезная дискуссия об экономических санкциях, таким образом, чтобы они поняли, что придется платить”, сказал он. “Они должны знать, что будут последствия, и им должно быть разъяснено, прежде чем они предпримут дальнейшие меры”.

Г-н Путин уже продемонстрировал, что угроза международной репутации Москвы не остановит его. Только что устроив Зимние Олимпийские игры в Сочи, он, должно быть, понял, что он почти выбросил семь лет и $ 50 млрд. на то, чтобы поднять имидж России. Он, видимо, подсчитал, что любое дипломатическое ухудшение не перевешивает то, что он видит как угрозу историческим интересам России в Украине, которой управляла Москва до распада Советского Союза в 1991 году.

Г-н Путин может остановиться, не доходя до откровенной аннексии Крыма, в основном русско- говорящего полуострова, где Москва по-прежнему имеет крупную военную базу, но вместо этого оправдывает долгосрочное присутствие войск, говоря, войска должны там защитить местное население от нового прозападного правительства в Киеве. По испытанному российскому сценарию, он может создать анклав де-факто лояльный к Москве так же, как республики Южной Осетии и Абхазии, которые откололись от Грузии. С другой стороны, Белый дом опасается, что кризис может возрасти и что вся Русскоязычная восточная Украина может попытаться отколоться.

Поиск мощных рычагов, чтобы повлиять на принятие решений Путиным будет непростой задачей для г-на Обамы и европейских союзников. Обама неоднократно видел, что предупреждения часто не препятствуют автократическим правителям принимать насильственные действия, как тогда, когда Сирия пересекла президентскую “красную линию”с помощью химического оружия в гражданской войне.

Россия - страна, которая еще жестче относится к давлению, слишком огромная даже в постсоветском виде, чтобы греметь строгими лекциями или демонстрациями военной силы, и слишком богата ресурсами, чтобы выжить экономически в краткосрочной перспективе. С правом вето в Совете Безопасности ООН, она не должна беспокоиться о мировом воздействии. И в качестве основного источника природного газа для большинства стран Европы, она имеет козырь в отношении многих американских союзников.

Долгосрочные варианты могли бы быть более болезненными, но они также требуют компромиссов. Администрация может ввести тот же самый вид банковских санкций, которые продавили иранскую экономику. И все же Европа, с ее более существенными экономическими связями, может не захотеть идти вместе, и г-н Обама может засомневаться нажимать на курок такого мощного финансового оружия, особенно, когда он нуждается в российском сотрудничестве по вопросам Сирии и Ирана.

"Что мы можем сделать?" Спросила Фиона Хилл, специалист Института Брукингса, которая была высшим офицером разведки правительства по России во время войны Грузии, когда г-н Путин отклонил Западную агитацию. "Мы будем говорить о санкциях. Мы будем говорить о красных линиях. Мы в основном загоняем себя в истерику. А он будет стоять в стороне и просто смотреть. Он просто знает, что ни один из нас не хочет войны".

Джеймс Ф. Джеффри был заместителем советника по национальной безопасности г-на Буша в августе 2008 года, первым сообщил ему, что российские войска двинулись в Грузию в ответ на то, что Кремль назвал грузинской агрессией против Южной Осетии. Столкновение также произошло в олимпийское время, когда г-н Буш и г-н Путин оба были в Пекине на летних Олимпийских играх.

Противостояние г-на Буша с Путиным не дало никаких результатов, тот приказал отправиться американским кораблям в регион и предоставил военный транспорт, чтобы вернуть домой грузинские войска, находящиеся в Ираке. Он послал гуманитарную помощь на военных самолетах, предполагая, что Россия не захочет атаковать столицу Тбилиси с находящимися там американскими военнослужащими. Г-н Буш также приостановил отложенное гражданское ядерное соглашение, и НАТО приостановила военные контакты.

"Мы сделали много, но в конце концов не так много, как вы могли бы сделать", вспоминает г-н Джеффри.

Внутри администрации Буша было обсуждение более решительных действий, как бомбежка Рокского тоннеля, чтобы блокировать российские войска или предоставления Грузии зенитных ракет Стингер. Государственный секретарь Кондолиза Райс ощетинилась на то, что она назвала “избиением грудной клетки”, и советник по вопросам национальной безопасности, Стивен Дж. Хэдли, убедил президента опросить его команду, чтобы увидеть, рекомендовал ли кто-либо послать американские войска.

Никто этого не сделал, и г-н Буш оказался не готов к рискованной эскалации. В то время как Россия воздержалась от штурма Тбилиси, она обеспечила эффективную независимость Южной Осетии и Абхазии, оставив войска в районах, которые она, как предполагалось, эвакуировала после перемирия. Через год или около того, изоляция России закончилось. Г-н Обама вступил в должность и попытался улучшить отношения. НАТО возобновила военные контакты в 2009 году, и Соединенные Штаты возобновили гражданское ядерное соглашение в 2010 году.

Г-н Джеффри, в настоящее время работающий в Вашингтонском институте ближневосточной политики, сказал, что г-н Обама должен теперь ответить утвердительно, заявив, что НАТО развернула войска на польско-украинской границе, чтобы чертить линию. "Нет ничего, что мы можем сделать, чтобы спасти Украину на данный момент", сказал он. "Все, что мы можем сделать, это спасти союз".

Другие, как г-н Райан предупреждают, что военные шаги могут иметь неприятные последствия, вводящие в заблуждение украинцев, думающих, что Запад может прийти к ним на помощь и этим неосторожно поощрить их к провокациям в отношении России.

Г-жа Хилл сказала, что российский лидер мог бы просто ждать. “Время”, она сказала, “на его стороне”.

Автор: PETER BAKER

Источник: Нью-Йорк Таймс.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.