Экономический прогресс России посрамлен китайским сверхскоростным пассажирским экспрессом

Экономический прогресс России посрамлен китайским сверхскоростным пассажирским экспрессом
Транссибирская поездка на поезде подчеркнула, как Китай мчится вперед по сравнению с более медленным прогрессом России



Я только что вернулся из мега поездки на поезде, начинающейся в Москве, по маршруту Транссибирской железнодорожной магистрали, а затем отклоняющейся в Монголию, и заканчивающейся в Пекине. Так наслаждаясь необычным пейзажем, я стал размышлять о существенных вопросах экономики.

Я впервые попал в Москву 40 лет назад, а в Пекин 30 лет назад. Мой ум был полон сравнений и домыслов. Когда я приехал в Москву в 1974 году это было в разгар брежневской эпохи и в разгар холодной войны. Город был мрачным до крайности. Я остановился в ужасном советском отеле. Вы чувствовали, как будто Вас сопровождало КГБ (и они, вероятнее всего были). Где вы были в состоянии делать покупки зависело от того, кто вы были: иностранец, член коммунистической партии, или простой смертный.

Не то, чтобы там было много чего, на что так или иначе можно было потратить деньги. Единственное, что стоило брать домой, были меховые шапки, одна из которых есть у меня до сих пор. В те дни сахар не растворялся в кофе. Вы должны были неоднократно колотить кубик ложкой, чтобы заставить его разбиться. У меня также есть один из тех советских кубиков сахара сегодня, еще нерастворенного после всех этих лет.

Затем я ее посетил приблизительно спустя 15 лет, когда Советский Союз собирался сделать то, что не мог сделать сахар. Мой отель был другой советской зоной бедствия, где верхний этаж был отдан шпионам и их прослушивающему оборудованию. Я хорошо помню, как решив посетить гостиничный ресторан со моим другом, журналистом Уильямом Киганом, мы оказались в безвыходном положении из-за плаката в окне, объявляющего, что ресторан закрыт на обед – т.е. закрыт для клиентов, чтобы сотрудники могли пообедать.

Сегодня Москва является радикально отличающимся город – нахальный, забитый движением, сложный и посвященный показному потреблению: умные девочки, умные автомобили и умные рестораны, все по бьющим глаз ценам. Забавно, подумал я, было что-то очень знакомое в чрезвычайно роскошном отеле, в котором я остановился. А затем я понял: дело было в том же местоположении отеля, в котором я останавливался прежде, он был полностью реконструирован. Не было ни наблюдающих сотрудников КГБ; верхний этаж был теперь шикарным баром.

С Москвой, производящей впечатление квинтэссенции необузданного капитализма, я был неподготовлен к городам Сибири. Здесь советская эпоха, казалось, жива и здорова, в комплекте с экскурсоводами прямо из кадров кинохроники: "Справа вы видите автостоянку номер три. Она 330 метров на 84 метра и может вмещать максимум 330 автомобилей. Она заменила парковку номер два в 1984 году". После 20 минут такого рассказа, вы начинаете терять желание жить.

В одном сибирском городе нас приняли, чтобы продемонстрировать его претензию к славе - самый большой в мире бюст Ленина, все еще стоящий на продуваемой всеми ветрами, дряхлой центральной площади - повезло нам. Интересно, что мы не видели статуи Сталина нигде – кроме Монголии, где торговцы продавали трио бюстов, которые они истолковали как известных мировых лидеров: неизбежный Чингисхан, Сталин и Гитлер.

Положительное наследство сталинской эпохи в России - многоквартирные дома, построенные во время его правления и до сих пор называющиеся сталинскими квартирами, которые пользуются сегодня большим спросом. Они были хорошо построены, в элегантном стиле и, очевидно, просторные внутри - в отличие от так называемых квартир хрущевок, которые выглядели ужасно. Был ли этот экземпляр падения строительных стандартов везде, спросил я себя. Или это отражало что-то определенно советское? Независимо от ответа, есть четко значительные части страны, которые были мало затронуты процветанием, очевидным в Москве. Необходимость тратить деньги на инфраструктуру и жилищное строительство просто огромна.

Когда мы уехали из Сибири, я размышлял относительно экономической значимости пространства. В Великобритании мы привыкли к мысли, что недостаток места является одним из основных экономических недостатков. Но обилие пространства может быть тоже проблемой. Это создает значительные коммуникации и транспортные проблемы, и это также мешает пользоваться преимуществами агломерации, включая экономию за счет роста производства и специализации. Несмотря на широкий спектр природных богатств, по сравнению с его экстремальным климатом, Сибирь страдает от огромных недостатков из-за ее размера.

До некоторой степени прибытие в Китай оставило меня с противоположным впечатлением. После того как я вернулся из своей первой поездки в Пекин 30 лет назад, я написал в этой самой газете, что две вещи поразили меня сильно в городе - капуста и велосипеды: капуста, лежащая кучами в 10 футов высотой на тротуарах улиц и стаи велосипедов, везущие безликих персон в серых или коричневых костюмах Мао. Через тридцать лет я не увидел там ни одной капусты или костюма Мао - хотя сам Мао по-прежнему почитается. Были несколько велосипедов, но гораздо больше мотороллеров и чрезвычайно впечатляющие, блокирующие город, объемы движения.

Кроме суеты города, я был впечатлен качеством строительства и очевидным процветанием людей. Учитывая, что в среднем, Китай по-прежнему бедная страна, там должна быть куча серьезной сельской бедности, чтобы компенсировать процветание, видимое в Пекине и многих других городах.

Интересно, что Китай не является страной наделенной запасами природных ресурсов; несмотря на его огромные размеры, он даже не имеет крупного излишка земли. Большая часть страны в основном необитаемая пустыня. В тех частях страны, где живут, плотность населения высока. Интересно, что всплеск ВВП и уровня жизни в Китае за последние 30 лет были тесно связаны с урбанизацией.

Я столь же ощущал государство во время этого посещения, как 30 лет назад: много людей одетых в форму на улицах: солдаты, полиция и чиновники всех видов. При въезде в страну, Бог знает почему, пограничники в униформе фотографировали людей, которые ждали прохождения иммиграционных процедур.

Трудно не шокироваться тем, чего достиг Китай - особенно, если сравнить с Россией. Средний российский уровень жизни по-прежнему выше, чем в Китае. Но тогда как Россия удвоилась с начала 1990-х, Китай увеличился 10-кратно. Когда я покидал страну, я задавался вопросом, произошло ли это несмотря на продолжающуюся коммунистическую диктатуру или из-за нее.

Автор: Roger Bootle

Источник: телеграф.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.