Разрешенное пространство для критики в России, и смеющиеся над этим художники

От авторов сайта: Очередное доказательство, что антисоветизм идет рука об руку с русофобией. Прям "не разлей вода"
Разрешенное пространство для критики в России, и смеющиеся над этим художникиСАНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Россия — В жаркий день в июле, очередь блестящих черных Mercedes-Benzes протянулась по Дворцовой площади Санкт-Петербурга. К восхищению зрителей команда разгрузила 600 фунтов искусственного снега.

Пока снег быстро таял, молдавский художник Павел Брайла объяснил журналистам российского телевидения, что этот снег — часть привезенного прямо с Олимпийских трасс Сочи, за которыми тщательно ухаживают — символизирует деньги, которые исчезли в руках российского государства, которое трансформировала субтропический Сочи в зимнюю спортивную арену. Те же государственные деньги, добавил г-н Браила, вероятно, используются, чтобы вооружить сепаратистов на юго-востоке Украины.

"Теперь вы видите," сказал художник, когда пара детей начали играть в снежки, "мы не хотим войны, мы хотим веселиться."

"Золотой Снег Сочи," проект г-Брэила, является одним из серии игривых, но политически критических культурных событий, которые имели место в Санкт-Петербурге в рамках Манифеста, Европейского биеннале современного искусства, чей 10-й выпуск открылся в июне.

Приглашенное влиятельным Государственным Эрмитажем три года назад — когда условия в России были значительно менее репрессивными — проводящееся раз в два года мероприятие в этом году столкнулись с рядом экзистенциальных кризисов.

"Мы столкнулись с почти шекспировской дилеммой", сказала Хедвиг Фийен, директор-основатель Манифеста, который базируется в Амстердаме. “С Крымом, Сочи, борьбой в восточной Украине, катастрофой Рейса 17 Малазийских Авиалиний, в каждом случае мы столкнулись с дилеммой: следует ли нам ехать или мы должны остаться?”

То, что этот 10-й Манифест, который привлек около миллиона посетителей и работает до октября, решил состояться в Санкт-Петербурге менее удивительно, по словам некоторых, чем то, что им разрешили его провести. “Нам разрешают критику в России, и никто вполне не понимает почему”, сказала г-жа Фиджен.

С выставками включающими портреты известных гомосексуалистов и радикальных феминисток, ненавидящих готовить борщ, сказала она, “никто не понимает, какова граница того, что Вам разрешат сделать или нет”.

Пока, однако, г-жа Фиджен сказала, что художники не были подвергнуты цензуре, даже когда они вышли на улицы в рамках общественной Программы Манифеста, который, как предполагается, выносит обсуждение современных конфликтов в общественные места города.

Городские власти согласились, например, чтобы эстонская художница Кристина Норман возвела елку на Дворцовой площади на две неделе в июле - несмотря на то, что дерево госпожи Норман было прямой ссылкой на елку, которая стояла на протяжении многих месяцев, во время антироссийских протестов на киевской площади Независимости, также известной как Майдан.

В Санкт-Петербурге, Елка г-жи Норман оставалась главным образом голой. Но на следующее утро после того, как самолет Малазийских Авиалиний был сбит над Украиной, появился белый бумажный самолетик свисающий с дерева. Так же таинственно он исчез.

"Конечно, это было провокационно ставить елку с Майдана перед Эрмитажем на Дворцовой площади," говорит г-жа Норман относительно произведения искусства, которое она назвала “Сувенир”. “Она задает вопрос: есть ли революционный потенциал в России, или нет?”

В рамках другого проекта, г-жа Норман пригласила украинского художника и активистку Майдана Алевтину Кахидзе в Санкт-Петербург. На Дворцовой площади, г-жа Норман сняла видео “Железная Арка”, в котором г-жа Кахидзе описывает все, что она видит, как если бы она была еще в Киеве, показывая кому-то места протестов.

“И пулевые отверстия здесь”, бормочет г-жа Кахидзе в фильме. Указывая на Эрмитаж, про который она говорит, “Они, вероятно, стреляли с той крыши”.

В публичном заявлении, Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, интерпретировал проекты г-жи Норман как предупреждение. "Вы посмотрите этот фильм, и вы увидите, как страшен Майдан," сказал он в интервью. "Мы должны сделать все, что у нас не было Майдана на Дворцовой площади."

Организаторы и наблюдатели объясняют способность 10-го Манифеста относительно свободно функционировать патронажем влиятельного г-на Пиотровского, который сказал, что он хотел принести биеннале в Санкт-Петербург, потому что его город отстал от Москвы в своих предложениях современного искусства.

"Вы не можете использовать искусство в политических целях", сказал г-н Пиотровский, музей которого отмечает свое 250-летие в этом году. "Это священная территория. Она имеет свои собственные правила".

Другая выставка, “Искусство квартиры как Внутреннее Сопротивление”, серия чтений и спектаклей, проводимых в бывшей советской коммунальной квартире, был менее оптимистичен в отношении неприкосновенности искусства. Олеся Туркина, российский куратор выставки, сказала, что независимая артистическая жизнь города проходила в основном в кухнях после того, как ее загнал в подполье советский режим.

То, что Россия может увидеть возвращение к такого рода культурным репрессиям было одним из переживаний участников. "Будет здесь Манифест или нет, это действительно важно для нас, вынести нашу точку зрения и наши голоса в общественное место, потому что эта возможность может закончиться”, сказал Павел Арсенев, поэт и активист, живущий в Санкт-Петербурге. Г-н Арсеньев, 28 лет, придумал популярный антиправительственный лозунг, “Вы даже не представляете нас”, который на русском языке также имеет в виду, “Вы не можете даже вообразить нас”.

В прошлом месяце, в рамках Манифеста, г-н Арсеньев организовал день "поэтических действий" в городе. В субботу утром, молодые волонтеры, носящие рекламные щиты, раздавали стихи Бертольда Брехта на станциях метро ("Ничто не останется прежним," написано на одном плакате; "Кто несет ответственность за то, что угнетение все еще существует?" написано на другом). Позже, в тени Петропавловской крепости - печально известной политической тюрьме - Кирилл Медведев, поэт, певец и литературный критик, читал вслух стихи политических заключенных.

Пережидая краткий ливень на площади Искусств, Антон Курышев сказал, что он приехал из Москвы для участия в поэтических действия. Он надеялся слышать речь, первоначально произнесенную на первом конгрессе советских писателей в 1934 году. “Теперь ситуация возможно больше напоминает 30-е года," сказал он.

Сергей Медведев, преподаватель политологии в Высшей школе Экономики в Москве, сказал, что было только естественно, что художники организовали действия в ответ на текущие события в России. "В условиях сильно ограниченной политической свободы, когда оппозиция и свободная пресса почти полностью устранены, современное искусство должно вмешаться", написал г-н Медведев в электронном письме.

Конечно аудитория современного искусства мала, сказал Илья Орлов, русский художник, который рассматривал историческую память и судьбы советских святынь Ленина для Манифеста. "То, что мы делаем, это не важно для масс," сказал он. “Но это - наша обязанность представить некоторые мнения”.

Г-н Брэила, молдавский художник, согласился, хотя он сказал, что действительно получил довольно много внимания этим летом, когда он выстрелил из старомодного пистолета перед несколькими свадьбами на Санкт-Петербургском мосту в рамках художественного произведения о политике времени.

Но в целом, он не ожидает, что его проекты — в одном он попросил свою мать приготовить традиционную молдавскую еду на 70 человек, которую она послала поездом из молдавской столицы, Кишинева, в Санкт-Петербург, чтобы показать, что человеческие отношения выше политических границ — привлекут много внимания.

"Может быть, если бы мы выступили на национальном телевидении и, в течении двух часов объяснили все," сказал г-н Брэила. "Но не так много людей заинтересованы в искусстве."

Автор: SALLY McGRANE

Источник: Нью-Йорк Таймс.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.