Российский кандидат на Оскара 'Левиафан' получил от Кремля знак неодобрения
В четверг днем было холодно, но центральный городской кинотеатр Ролан был набит кинолюбителями в основном среднего и старшего возраста. Более поздний киносеанс был распродан несколькими днями ранее.
Многие в нетерпеливой толпе сказали, что редко ходят в кино в эти дни, но были заинтригованы упоминанием "Левиафана» в числе первых в России национального номинанта на премию Оскар и победителя Золотого глобуса, который здесь превратился в политическую злободневную проблему как ничто другое начиная с падения коммунизма.
Снятый на фоне суровых живописных северных пейзажей и мрачных разрушенных интерьеров маленького провинциального морского порта, "Левиафан" рассказывает жуткую историю обычного человека и его семьи, раздавленного коррумпированным правительством.
Владимир Коннов, 51-летний Московский бизнесмен, сказал, что история напомнила ему о его собственной жизни, имевшего недвижимое имущество, незаконно конфискованное должностными лицами и полицией.
"Я боюсь, что этот фильм посмотрят только те, кто уже знает, что русская жизнь именно такая, как она показана в картине," сказал Коннов. "Но не те, кто голосует за коррумпированные власти, и поддерживает их политику, которая губит страну, те, кто должен увидеть этот фильм любой ценой как разоблачение, прежде чем станет слишком поздно".
"Левиафан", которые представляет власти и Русскую православную церковь в сомнительном свете, был показан в 650 кинотеатрах по всей России в четверг. Многие россияне уже видели его на своих компьютерах, потому что фильм, распространяемый в США Sony Picture Classics, был незаконно размещен в Интернете несколько недель назад.
В отличие от другого недавно снятого Sony, "Интервью", который вызвал возмущение и, возможно, компьютерную атаку Северной Кореи, Кремль не озвучил ни одного угрозы по поводу выпуска "Левиафана".
Действительно фильм, задуманный в 2008 году и вышедший в 2013 году, частично финансировался правительством и является официальным кандидатом от страны на Оскар, который будет предоставляться 22 февраля.
Это не помешало российским чиновникам озвучить резкие отзывы с ядом, неслыханные с конца 1980-х годов перестроечных времен, когда Советский Союз балансировал перед крахом.
Министр культуры Владимир Мединский, например, публично осудил "Левиафан" за обвинение властей и церкви.
"Фильмы, которые направлены не только на критику нынешней власти, но открыто плюют на них, заполненные впечатлением безнадежности и бессмысленности нашего существования, не должны финансироваться за счет налогоплательщиков", сказал Мединский в своем недавнем интервью ежедневнику Известия.
"Независимо от того, насколько писатели заставляют [героев фильма] пить водку из бутылки и ругаться, что не делает их настоящими русскими".
Повторяя эту критику советник президента Владимира Путина, посоветовал режиссеру фильма, Андрею Звягинцеву, встать на колени на Красной площади и публично просить прощение.
"Этот фильм открыто анти-русский и полон лжи о России и изображает ее жителей, угнетенных злыми российскими властями", сказал советник, Сергей Марков, вице-президент Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. "Этот фильм будет использоваться, чтобы вдохновить продолжающееся истребление Украиной русских в Донбассе, чтобы далее дискредитировать российское руководство в глазах мира".
Что касается самого президента: "Я не думаю, что [Путин] видел фильм," сказал пресс-секретарь Дмитрий Песков в интервью Los Angeles Times. "Он ничего никогда не говорил об этом".
Звягинцев осторожно говорит о политической подоплеке его фильма, выразив надежду, что он поможет сделать Россию лучше.
"Все идеи, весь пот и кровь фильма служат тому, чтобы сказать правду о происходящем с человеком вообще, и теперь в этой данный момент," сказал он в Москве в прошлом месяце после массового обсуждения в СМИ. "Они говорят, демонстрировать грязное белье на публике? Нам стирать грязное белье на публике, чтобы сделать наш дом чище."
Между повышающейся несправедливостью и большими глотками водки, персонажи на экране определенно не обсуждают Путина или национальную политику. Но в основной сцене, портрет Путина висит на видном месте на стене офиса коррумпированного мэра маленького городка – с усмешкой в глазах казалось бы, по поводу происходящего ниже, как Мона Лиза – где идет обсуждение коррупции в местных органах.
В другой сцене, часто пьяный мэр обращается за советом к мрачному местному священнику, который наставляет его: "Каждая власть от Бога. А власть означает силу. Реши свои проблемы силой или враг может подумать, что вы слабы."
Российский представитель Патриархата Всеволод Чаплин, другой критик фильма, сказал в последних выступлениях по телевидению: "Ясно, что авторы хотели удовлетворить западные представления о России: водка, постоянный безудержный блуд, ужасная государственная система.
"Церковь также изображается в ужасном свете."
Многие российские фильмы сосредотачиваются на должностной коррупции. Но похоже, что "Левиафан", вызывает более громкую и резкую критику из-за его международного признания и эпического размаха дома взяток, которые поражают все учреждения подобно раковым клеткам, в том числе последние из неприкасаемых, церквь.
""Левиафан" представляет собой исключительно правдивую картину современной жизни в России, до мельчайших деталей", сказал режиссер Олег Дорман. "Коррупция является лишь элементом истории, в которой зритель читает гораздо большую общую картину умирающей нации, как моральную, так и социальную."
Продюсер фильма Александр Роднянский признает, что ни один русский чиновник ни поздравил кинематографистов с их иностранным успехом. Хотя при любом случае по его словам, надеется, что официальная критика и обсуждения подогревают интерес среди российских кинозрителей.
"Наш фильм как ссылка на библейскую трагедию Иова и левиафана, беспощадного морского монстра без страха, и происходящая трагедия обычного человека, уничтоженного беспощадной и коррумпированной государственной машиной", сказал Роднянский. "Звягинцев как очень талантливый режиссер сделал этот фильм полностью подлинным, честным и убедительным, то, что точно здесь сегодня приветствоваться не может."
Автор: SERGEI L. LOIKO
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.