Россия и Америка: скатывание к войне?

Россия и Америка: скатывание к войне?


Может ли ответ США на действия России в Украине спровоцировать конфронтацию, которая приведет к американо-российской войне?

ПОСЛЕ распада Советского Союза, Ричард Никсон отметил, что Соединенные Штаты выиграли холодную войну, но еще не выиграли мир. С тех пор три американских президента — представляющий обе политические партии — еще не выполнили эту задачу. Напротив, мир кажется оказался еще более вне досягаемости, когда на системном уровне умножаются угрозы безопасности США и его процветанию, где неудовлетворенные ведущие державы все более усложняют международный порядок, и на государственном и местном уровне, где недовольные этнические, племенные, религиозные и другие группы дестабилизируют ключевые страны и даже целые регионы.

Наиболее опасны разногласия по поводу международной системы и прерогатив великих держав в их непосредственных районах — споры вроде тех, которые исторически привели к самым большим конфликтам. И это в центре американских и Западных напряженных отношений с Россией и, что еще более зловеще, с Китаем. В настоящее время наиболее актуальной проблемой является продолжающийся кризис на Украине. Там, можно услышать жуткое эхо событий вековой давности, которые привели к катастрофе, известной как Первая мировая война. На данный момент, неоднозначное, узкое и непоследовательное интерпретированное минское соглашение II сохраняется, и мы можем надеяться, что это приведет к дальнейшему соглашению, которое помешает возвращению горячей войны. Но война, уже произошедшая, и продолжающая свое отражение в глубоких противоречиях, которые Америка не сможет решить, если не обратиться к ним честно и прямо.

В Соединенных Штатах и в Европе, многие считают, что лучшим способом предотвратить возобновление Россией ее исторической имперской миссии является обеспечение независимости Украины. Они настаивают на том, что Запад должен сделать все, что потребуется, чтобы помешать Кремлю установить прямой или косвенный контроль над этой страной. В противном случае, они предвидят Россию, собирающую бывшую советскую империю и угрожающую всей Европе. С другой стороны, в России, многие утверждают, что в то время как Россия готова признать суверенитет Украины и территориальную целостность (за исключением Крыма), Москва будет требовать не меньше, чем любая другая великая держава на своей границе. Безопасность на его западной границе требует особых отношений с Украиной и степени уважения, ожидаемого в сферах влияния ведущих держав. Более конкретно, настроения российского истеблишмента таковы, что страна никогда не сможет быть в безопасности, если Украина вступит в НАТО, или станет частью враждебного Евроатлантического сообщества. С их точки зрения, это делает внеальянсный статус Украины не подлежащим обсуждению с любой Россией достаточно мощной, чтобы защитить свои интересы национальной безопасности.

Когда Советский Союз распался в 1991 году, Россия оказалась на коленях, зависимая от западной помощи и занимающаяся своими внутренними делами. В этом контексте было не удивительно, что западные лидеры привыкли игнорировать российские перспективы. Но когда Владимир Путин пришел к власти в 1999 году, он начал восстановление России с представления себя великой державой. Питаемые возрастающей нефтедобычей и ценами, которые во время его пятнадцатилетнего господства принесли удвоение ВВП России, русские, все более задирали нос от такой обработки.

Американцам не помешало бы вспомнить последовательность событий, которые привели к нападению Японии на США в Перл-Харборе и вступлению Америки во Вторую мировую войну. В 1941 году Соединенные Штаты ввели почти полное эмбарго на поставки нефти в Японию, чтобы наказать ее за агрессию на азиатском материке. К сожалению, Вашингтон решительно недооценил, насколько отреагирует Япония. Как описал позже один из послевоенных “мудрецов”, госсекретарь Дин Ачесон, американское правительство ошиблось не в том, что предлагало делать в Азии японскому правительству, и не во враждебности, которую вызовет наше эмбарго, а в невероятно высоких рисках, на которые пошел генерал Тодзио для достижения своих целей. Никто в Вашингтоне не понял, что он и его режим считали завоевание Азии не как удовлетворение собственных амбиций, а как выживание режима. Для них это был жизненно важный вопрос.

Всего за несколько дней до Перл-Харбора, японский посол по особым поручениям Сабуро Курузу сказал Вашингтону, что "японский народ считают, что экономические меры гораздо более эффективное оружие войны, чем военные меры; что… они оказались под серьезным давлением со стороны Соединенных Штатов, чтобы выполнить американские условия; и что для них предпочтительнее бороться, а не уступить давлению”. Несмотря на это предупреждение, японский ответ на американскую экономическую войну застал Соединенные Штаты врасплох, убив около 2500 человек и уничтожив большую часть Тихоокеанского флота США.

Рассмотрение недавнего отчета по прогнозам американских администраций о последствиях основных вариантов внешней политики должно служить ярким световым индикатором. Администрация Клинтона неправильно просчитала расширяющую и кровопролитную гражданскую войну в Югославии до введения собственного шаткого разделения и разозлив Россию и Китай в ходе этого процесса. Когда Джордж У. Буш решил вторгнуться в Ирак и заменить режим Саддама Хуссейна демократически избранным, он полагал, что это, по его словам, "послужит ярким примером прав и свободы в той части мира, которая отчаянно нуждается в правах и свободе". Он и его команда твердо придерживались этого убеждения, несмотря на многочисленные предупреждения, что война разделит страну по племенному и религиозному признаку, что любое выбранное правительство в Багдаде будет шиитским и что Иран будет основным выгодополучателем от ослабления Ирака. Затем, администрация Обамы присоединилась к Англии и Франции в крупной воздушной кампании в Ливии, чтобы удалить Муаммара эль-Каддафи. Последовавший хаос способствовал убийствам американского посла и других американских дипломатов и созданию убежища для исламских экстремистов, более угрожающих своим соседям и Америке, чем Ливия Каддафи. В Сирии, в начале гражданской войны, администрация Обамы потребовала отставки президента Башара аль-Асада, хотя он никогда не представлял непосредственной угрозы для Америки. Ни администрация Обамы, ни члены Конгресса не приняли всерьез предсказания, что в сирийской оппозиции доминируют исламские экстремисты, а не более умеренные силы - и что Асада будет не легко сместить.

МОЖЕТ реакция США на действия России в Украине спровоцировать конфронтацию, которая приведет к американо-российской войне? Такая возможность кажется почти немыслимой. Но когда, мы что-то считаем "немыслимым", мы должны всегда напоминать себе, что это заявление не о том, что возможно в мире, а о том, что мы можем себе представить. Как демонстрируют Ирак, Ливия и Сирия, политические лидеры часто испытывают затруднения, прогнозируя события, которые они считают неудобными, тревожащими или неприемлемыми.

Преобладающие представления о текущей конфронтации с Россией по Украине соответствуют этому шаблону. Поскольку удаление Слободана Милошевича, Саддама Хусейна и Муаммара эль-Каддафи от власти не оказало прямого воздействия на большинство американцев, то, пожалуй, не удивительно, что большинство политиков и аналитиков в Вашингтоне предполагают, что вызов России на Украине и стремление изолировать Москву на международном поле и уничтожение ее экономически, не приведет к значительным затратам, они гораздо менее представляют реальную опасность для Америки. В конце концов, наиболее общим рефреном в Вашингтоне, когда обсуждается тема России, является та, что "Россия больше не имеет значения." Никто в столице не любит пытаться унизить Путина больше, чем президента США Барак Обама, который неоднократно ставил Россию в своем списке текущих бедствий наряду с исламским государством и Эбола. И не может быть никаких сомнений в том, что нефтегосударство Россия уязвима в экономическом плане и имеет очень мало, если таковые есть, подлинных союзников. Кроме того, многие из его деловых и интеллектуальных элит жаждут, также как газета Washington Post, ухода Путина с поста. Украинцы с такой же точкой зрения успешно выгнали украинского экс-президента Виктора Ф. Януковича с ограниченной помощью Запада, а значит, как утверждается, Путин возможно также уязвим.

Тем не менее, Россия очень отличается от других стран, где Соединенные Штаты поддержали смену режима. Первое и самое важное, она имеет ядерный арсенал, способный буквально стереть Соединенные Штаты с карты. В то время как много американцев убедили себя, что ядерное оружие больше не актуально в международной политике, чиновники и генералы в Москве думают себя по-другому. Во-вторых, независимо от того, как американцы рассматривают свою страну, россияне видят ее в качестве великой державы. Великие державы редко соглашаются служить просто объектами политики других государств. Там, где у них есть власть сделать так, они берут свою судьбу в свои руки, хорошо это или плохо.

Продолжение статьи
http://rusinform.ru/index.php?newsid=5363

Автор: Graham Allison, Dimitri K. Simes

Источник: The National Interest.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.