Экономика сдерживания России

Экономика сдерживания РоссииСоединенные Штаты и их союзники должны сделать слишком дорогим для России продолжение ее авантюры на Украине.
Когда дело доходит до перспектив войны в Европе возможно мы просто не задаем правильных вопросов. В течение многих месяцев теперь, российские наблюдатели в пределах Кольцевой дороги и в европейских столицах были заняты отгадкой следующих шагов президента России Владимира Путина в годовом конфликте, происходящем на Украине.

Но достижение удовлетворительного ответа на вопрос о том, что может сделать Россия оказалось раздражающе неуловимым. Это вызвано тем, что большая часть политики Москвы на сегодняшний день носит конъюнктурный характер, обусловленный кажущейся слабостью Запада и подразделений НАТО, а не четко определенной целью государства со стороны российского правительства. Учитывая такое положение дел, Столицы западных государств должны уделять меньше внимания возможным действиям России, и больше тому, чтобы ограничить ее потенциал для агрессии.

Соединенные Штаты и Европа уже начали делать так. Три официальных раунда санкций на сегодняшний день -— и последующие продления существующих ограничений и Вашингтоном и Брюсселем — направлены на очевидные цели режима Путина. Эти имеют три аспекта: государственные предприятия (как газовый гигант Газпром и нефтяной аналог, Роснефть), члены внутреннего круга Путина (включая влиятельных олигархов и политических брокеров Игоря Сечина и Геннадия Тимченко), и высокопоставленных государственных чиновников (например, вице-премьера Дмитрия Рогозина). Таким образом, западные страны начали повышать издержки для российских лиц, принимающих решения по поводу украинских злоключений.

Мировой рынок нефти, возможно, сделал намного больше. Активные и продолжающиеся попытки Саудовской Аравии снизить мировую цену нефти посредством увеличенного производства — реакция как на разворачивающееся сближение между Соединенными Штатами и Ираном, а также на разворачивающуюся сланцевую "революцию" — нанесли явный сопутствующий тяжелый эффект на сильнозависимую от энергии российскую экономику.

Тем не менее, это линия тренда, как и западные санкции сами по себе, воспринимаются в Москве мимолетными и неустойчивыми в долгосрочной перспективе. Именно поэтому сам Путин недавно заявил, что российская экономика теперь выдержала худший из случившихся экономических спадов.

Это также объясняет, почему Россия по-видимому, готовится к широкомасштабной войне в Европе. По словам бывшего экономического советника Кремля Андрея Илларионова, военные расходы России,— который долго составляли в среднем от 2.5 до 3.2 процентов национального ВВП — сегодня выросли до уровня, непосредственно предшествующего вторжению прошлой весной в Украину. Сумма в настоящее время потраченная Москвой, по словам Илларионова, конкурирует с начальной мобилизацией, которая сопровождала начало военных действий на Украине (более 10 процентов от ВВП), предполагая, что Россия готовится к эскалации на Украине и, возможно, даже за ее пределами.

В подготовке их ответа, политики в Соединенных Штатах и Европе могут извлечь уроки у финансовых рынков. В мире венчурного капитала, оперативная цифра используемая потенциальными инвесторами для вычисления платежеспособности и доходности компании, - ее “скорость сгорания”, объем капитала, который она расходует ежемесячно на свои действия. Предприятие с нестабильной “скоростью сгорания” рассматривается как неэффективное и плохое для инвестиции, и потенциальные спонсоры держаться от него подальше. Четкое сообщение компаниям: улучшитесь или погибните.

Этот урок применим к России. Все признаки текущей “скорости сгорания” Кремля уже значительны. По авторитетным оценкам, Россия теперь тратит приблизительно $105 миллионов ежемесячно на вооружение и персонал, развернутый на востоке Украины. Сопутствующая военная мобилизация, теперь проходящая в самой Российской Федерации, как полагают, значительно более дорогая. Эти расходы увеличивают добавленное давление на российскую экономику, возникшее из-за прошлогодней аннексии Крыма (около 4,5 миллиарда долларов, или более в год), а также из-за снижения государственного дохода от искусственно низких мировых цен на нефть.

Тем не менее, размер валютных резервов России (в настоящее время оцениваемых свыше $ 353 миллиардов) предполагает, что Москва все же может поддерживать свой существующий темп расходов в течение некоторого времени. Но это не произойдет, если Запад повысит предельные военные издержки Кремля.

Это требует ориентации не на громких общественных деятелей в Москве, а на винтики в военной промышленности Кремля: иностранных поставщиков, отечественные заводы и связанные отрасли промышленности, которые помогают обеспечивать критические компоненты для механизированных дивизий, артиллерии и аппаратных средств, которые будет использовать Россия, если и когда она снова пойдет в наступление. Логика проста. Чем больше будет стоить России построить танк или субмарину, вооружить дальний бомбардировщик, или должным образом снарядить истребитель, тем быстрее она в конечном итоге истощит свои сбережения. И как только это произойдет, Москва сочтет свой потенциал для агрессии глубоко ограниченным.

Таким образом, западные страны могут помочь изменить условия дебатов вокруг России, при анализе специфики политики Путина реально ограничивая его мобилизационные способности. Это было бы действительно хорошей инвестицией.

Автор: Ilan Berman

Источник: The National Interest.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.