Могучий российский Танк Т-14 Армата: Америка должна беспокоиться?

Могучий российский Танк Т-14 Армата: Америка должна беспокоиться?
Новый Танк России Армата — фактически часть семьи бронированных машин, имеющих общее шасси — привлек огромное внимание. Соответствует ли он всей этой шумихе?
У России есть новый танк … возможно. Несколько статей National Interest с интересом следили за развитием семейства бронетехники Армата, система, которая порывает с долгосрочной русской традицией в строительстве, проектировании и (вероятно) средствах применения.

Насколько должны Соединенные Штаты беспокоиться об Армате, и где тревога оказывается ложной? Несмотря на впечатляющую природу танка, армия США и американский Корпус морской пехоты вряд ли столкнутся с ним непосредственно на поле битвы. Больше вопросов вызывает, как Армата может изменить мировой рынок бронетехники, и как может стать частью арсенала российских прокси.

Что он может делать

Армата представляет семейство бронированных машин, имеющих общее шасси. Как с израильской Меркава, это увеличивает гибкость платформы, давая надежду на снижение затрат на производство и обслуживание. Влияние Меркава, который начал свою производственную жизнь как основной боевой танк, но породил ряд дополнительных ответвлений, является ключом к пониманию того, что Россия ищет в своем новом транспортном средстве.

У конфигурации основного боевого танка Армата есть несколько сильных сторон. Он имеет современную систему брони, беспилотную башню, и отсек для экипажа защищенного от наиболее распространенных типов вражеского огня. Акцент на защиту экипажа происходит, как многие отметили, как часть нового российского акцента на защите кадровых военных.

Гибкость структуры. У различных клиентов есть различные потребности, и у Армата есть потенциал, чтобы решить много проблем. Это особенный случай, учитывая, что семья Арматы, как и Меркава, в основном, разработана для работы в широком боевом диапазоне. Армии, нуждающиеся в боевых вариантах низкой интенсивности, могут использовать Армату в некоторых своих конфигурациях, в то время как армии, нуждающиеся в серьезном, обычном основном боевом танке могут найти в нем много привлекательного.

Состояние российской танковой промышленности

Россия раньше производила много танков, и она раньше экспортировала много танков. Однако справедливости ради стоит отметить, что способность современной российской промышленности в массовом производстве новых танков находится под вопросом. В начале 1990-х годов, Россия массово производила пару основных боевых танков: Т-80 и Т-90. Финансовое давление вынудило Россию сократить производство только до одной модели в конце 1990-х годов.

Поломка Арматы во время репетиции парада 70-й годовщины Дня Победы, вероятно, говорит больше о политических потребностях администрации Путина, чем о прочности платформы или качестве изготовления. Однако, хотя Т-90 имеет достойную репутацию надежности, есть веские основания для беспокойства по поводу Арматы.

Военно-промышленные трудовые ресурсы России продолжают стареть, и военная промышленность изо всех сил пытается привлечь новый человеческий капитал в свое лоно. Зависимость российской экономики от экспорта энергоносителей усугубляет проблему, делая другие отрасли непривлекательными для талантливых работников и инженеров. В то время как Россия все еще пользуется большим успехом на рынке экспорта оружия, этот успех почти полностью зависит от модернизированных устаревших конструкций.

Кроме того, то, что делает Армату интересным, может также сделать ее опасным, с российской точки зрения. В отличие от Т-80 и Т-90, оба из которых значительно заимствованны из Т-72, Армата включает главные конструктивные особенности, которые российская промышленность никогда не производила прежде.

У России есть много времени, чтобы решить эти проблемы, но если возникнут проблемы с Арматой, то это станет выглядеть ПАК ФА. Год назад, ПАК ФА выглядел наиболее опасным бойцом в мире, более жестким, чем F-22 и более дешевым. Теперь, Россия изо всех сил пытается предоставить больше, чем символическая покупка, и ВВС Индии чрезвычайно разочарованы производственными задержками и дрянным изготовлением.

Будущее танков?

За последние три десятилетия, аналитики неоднократно исследовали будущее танков. В качестве платформы, танку не хватает несколько ключевых преимуществ, которые, как правило, нравятся современным военным организациям. Основные боевые танки, как правило, тяжелы, громки, горячи, и потребляют много топлива. Все это проблематично в среде, которая все больше фокусируется на скрытности и мобильности. Дни сравнения T-72 против M1A1 на Центральном фронте, казалось бы, закончились.

И все же, армии, у которых, как правило, есть танки, продолжают использовать их. Танки играют (и продолжают играть) важную роль в операции США в Ираке, и в операциях НАТО в Афганистане.

Русская армия фактически использовала танки в Чечне, Грузии, а теперь и в Украине.

Возможно, самое главное, что Меркава прежнему играют центральную роль в израильских операциях в Ливане и в секторе Газа. Все это говорит о том, что страны захотят что-то вроде Арматы, машину, которая может защитить экипаж, а также добавить огромной огневой мощи целевой группе.

Что он значит для Соединенных Штатов

Соединенным Штатам, несомненно, нужно серьезно подумать о новом основном боевом танке, несмотря на продолжающееся доминирование Абрамса M1A2. Тем не менее, вряд ли ясно, обеспечивает ли достаточное независимое оправдание угроза Арматы, чтобы придать импульс этому процессу. США должны больше беспокоиться о замене Брэдли, чем Абрамс.

Станет ли Армата главным экспортным танком? Николас Гвоздев говорит, что Россия может стать "Арсенал самодержавия", и что Армата может иметь большое влияние на международной арене. Уралвагонзавод, кажется, соглашается и уже начал раздували перспективы продаж Египету и различным государствам Центральной Азии.

Может Быть. Но экспорт российских танков имел ограниченный успех на рынке экспорта с момента окончания холодной войны. Помимо Индии, Т-90 не стал огромным экспортным успехом. И Индия, которая в дополнение к покупке готовых и незаконченных T-90-х произвела большое количество транспортных средств по российской лицензии, кажется совершено перешла на отечественные конструкции для следующего поколения танков. Трудно понять, заинтересовалась Индия Арматой (особенно его вариантом ОБT) после всего времени и проблем, которые индийцы получили из-за Арджун ОБТ.

Китайская Народная Республика в последнее время не производит танков для экспорта, но тип 99 имеет возможности во многом похожие на Т-90, и, вероятно, дешевле. Китай, кажется, не работает над новой бронированной машиной класса Армата, но она сама представляет проблемы для России. Коллектив дизайнеров Арматы выразил беспокойство о возможности экспорта Арматы в Китай, на том основании, что Китай мог бы перепроектировать компоненты и произвести их внутри страны. Это сделало бы Китай внушающим страх конкурентом на внешнем рынке, а не потенциальной экспортной целью.

Возможно, самым главным для озабоченности по поводу России, становится "арсенал самодержавия", что становится беспокоящим фактором для Соединенных Штатов, так как она продолжает продавать огромное количество оружия авторитарным странам. Конечно, есть страны, где Россия обладает конкурентным преимуществом перед Соединенными Штатами на основании ее готовности игнорировать политику, но их число сузилось, поскольку США приняли более гибкий подход к экспорту оружия.

Заключительные мысли

Россия пытается повторно возродить свой бронированный флот, в то же время, когда она пытается восстановить свои военно-воздушные и военно-морские силы. Способность российской оборонной промышленности, не говоря уже о российском военном бюджете, находится под серьезным вопросом, особенно учитывая, что Россия также должна платить за активные военные операции на Украине, и за оккупацию Крыма. И если Россия решит инвестировать в такие нелепости, как перезапуск поточной линии Ту-160, то средств для реальных приоритетов станет еще меньше.

Экспортная перспектива немного более интересна. Если российская промышленность сможет сделать Армату дешевым и надежным выбором, то сможет предложить серьезную альтернативу американским (и другим Западным) сухопутным боевым машинам. Но это еще предстоит увидеть, смогут ли российские производители танков достаточно эффективно производит Армату, чтобы она достигла своего потенциала.

Автор: Robert Farley

Источник: The National Interest.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.