– Александр Михайлович, что такое шолоховский музей-заповедник сегодня?
– В нашем деле 28 лет, а именно столько нам исполнится в этом году, – детский возраст. Тем не менее, за это время шолоховский музей стал в один ряд со старейшими, лучшими литературными заповедниками России и Европы.
В 1984-м, когда всё начиналось буквально с чистого листа, большую роль сыграло то, насколько грамотно, с учётом дальних перспектив была заложена стратегия развития. Музей задумывался не просто как мемориал великого писателя, а как целостный историко-культурный и ландшафтный комплекс, уникальность которого в том, что здесь сохранено не только всё связанное с жизнью и творчеством Шолохова (личные вещи, рукописи, дома, в которых он жил), но и ценные природные объекты, исторические фрагменты уклада жизни казачества, характерные для Верхнего Дона.
Дом-музей Михаила ШолоховаМы рассказываем о писателе через среду его жизни, предоставляем посетителям возможность «перечитать» Шолохова, пройдя дорогами его героев, вдохнув степного воздуха, попробовав себя в роли лихих наездников или хлеборобов. Сам шолоховский край служит иллюстрацией произведений писателя, продолжает жить и рождает новые сюжеты. Это роман под открытым небом. Именно так мы представляем суть нашей работы.
В 2006-м наш музей-заповедник был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, и это придало новый импульс нашей деятельности. Мы осуществили интересные выставочные проекты в стране и за рубежом, выполнили большой объём реставрационных работ, приняли участие во множестве международных форумов.
В 2008 году был введён в строй экскурсионно-выставочный центр «Народный дом». И у жителей донского края появилась возможность знакомиться с лучшими образцами культуры: экспонатами Государственного музея А. С. Пушкина, Ясной Поляны, Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, тургеневского мемориального комплекса «Спасское-Лутовиново» и других.
Интересные перспективы открываются вместе с новыми объектами. В Ростове музей завершает реставрацию памятника архитектуры XIX века – дома братьев Мартын, в котором разместится Шолоховский центр. Восстанавливается мемориальный комплекс в станице Каргинской. Здесь на основе мельничного подворья будет создан туристический центр, где гостям расскажут об истории создания романа «Тихий Дон» и судьбах прототипов шолоховских героев, предложат побывать на Каргинской ярмарке, посетить кинотеатр «Идеал», в котором юный артист Миша Шолохов играл свои первые пьесы.
– Какими материалами пополнились фонды?
– За последние годы поступили бесценные предметы: страницы рукописей романов «Поднятая целина» и «Они сражались за Родину», личные вещи, письма, открытки, телеграммы Шолохова, книги с дарственными надписями, фотографии, негативы. Одно из интереснейших приобретений – мельничное оборудование начала ХХ века товарищества «Антонъ Эрлангеръ и Ко», аналогичное тому, что было установлено на Каргинской мельнице, ставшей прообразом мельницы Мохова в романе «Тихий Дон».
Наши коллекции мы ежегодно представляем широкой общественности не только во время выставок, но и издавая каталоги. Наиболее интересные предметы можно увидеть на нашем официальном сайте.
– Идёте в ногу со временем.
– А как же! На наших выставках применяются самые современные технологии, большинство оснащается информационными киосками и другими интерактивными средствами. К открытию экспозиции мы готовим оригинальные презентации, в том числе театральные постановки. На музейных занятиях научные сотрудники проводят викторины и конкурсы. Для детей создаются познавательные компьютерные игры. Наши посетители работают в гончарной мастерской музея, занимаются лозоплетением, готовят казачьи блюда, учатся верховой езде. Желающие пробуют пахать на быках, косить, молотить, молоть зерно, доить корову, сбивать масло, плести рыбацкую сеть. В известной мере благодаря этим впечатлениям многие, кто хоть раз побывал в музее-заповеднике, возвращаются сюда вновь – уже с друзьями и родственниками.
– Несколько лет назад вынашивались планы создания Шолоховской энциклопедии.
– Они воплощаются в жизнь. Здесь нужно понять, что энциклопедия – весьма непростой жанр научной литературы. Это не просто сборник данных, но свод абсолютно достоверного материала, к тому же правильным образом упорядоченного. И хотя работа ещё не завершена, членами редакционной коллегии, которую возглавляет доктор филологических наук, профессор Юрий Александрович Дворяшин, сделано очень много. Идёт нормальный рабочий процесс, и я надеюсь, в скором будущем мы увидим это издание.
– На Ваш взгляд, какой труд по творчеству Шолохова ещё предстоит написать?
– Нам столь долгое время внушали, что Шолохов был апологетом власти и писал исключительно конъюнктурные произведения, что за этими деревьями потерялся лес. Поэтому сегодня зачастую больше говорят о небылицах, приписываемых писателю, нежели о его произведениях. Увы, это удел не только Михаила Александровича. Поэтому я буду рад, когда найдётся исследователь, которому будет по плечу задача широкого осмысления феномена Шолохова для литературы в целом и ХХ века в особенности.
– Много говорится о необходимости возрождения казачества. Но – в каком виде, кому, с кем?
– Очевидно, что институт казачества в нынешнюю политическую систему государственного устройства не укладывается. Осёдлые пограничные части и армия, живущая своим трудом, в современной России плохо представляются. Здесь имеет смысл говорить о возможности (отчасти реализуемой) службы казачества, например, в правоохранительных и природоохранных структурах. С моей же точки зрения, наиболее важным представляется бережное сохранение народной культуры казаков, истории, особенностей уклада, традиционных способов землепользования.
На празднике «Шолоховская весна».Сохранение такого наследия – задача государственная. Эту тему можно обсуждать долго и на разных уровнях, но гораздо действеннее каждому из нас делать то, что в наших силах. Вот мы ежегодно проводим литературно-фольклорный праздник «Шолоховская весна», на который собирается до ста тысяч гостей со всего света. Небывалая популярность праздника кроется не только в интересе к шолоховскому творчеству, в возможности услышать живую народную песню и увидеть своими глазами неповторимый казачий колорит, но и в радости соучастия и самовыражения.
Получил признание и другой праздник, который музей-заповедник проводит осенью на родине писателя, в хуторе Кружилинском. Гости знакомятся с особенностями местного быта, пробуют себя в ремёслах, готовят и дегустируют блюда казачьей кухни. Примечательно, что «Кружилинские толоки» вызывают особый интерес у детей, для которых мы, собственно, сохраняем наше наследие и от которых зависит его судьба.
– Владимир Путин предложил составить список ста книг, обязательных для выпускника российской школы. А что бы Вы включили в него? Назовите хотя бы первую пятёрку. – Одной из серьёзнейших бед нашего времени я считаю прогрессирующее оскудение родного языка, грозящее его утратой. Между тем он же остаётся основой основ не только культуры, но и государственной безопасности. И в этой связи для сегодняшнего школьника я в первую очередь отложил бы произведения русских писателей, рождающие чувство наслаждения нашим великим языком и гордости за него. В поэзии это Пушкин, Лермонтов, Бунин, Есенин, Рубцов. В прозе – Аксаков, Тургенев, Лесков, Шмелёв, Распутин...
Книги Шолохова я бы тоже, безусловно, включил в этот перечень. Мало где ещё вы найдёте такой красочный, но без излишеств русский язык. К тому же в наше время совершенно необходим жизнеутверждающий дух шолоховского творчества, его любовь к человеку и вера в него. Впрочем, когда мой отец в 10 классе взял «Тихий Дон» (а тогда его ещё не было в школьной программе), дед спросил: «Что это ты там собрался читать?» «Твой "Тихий Дон"», – ответил папа. Дед забрал у него книгу и сказал: «Тебе рано ещё». И знаете, я готов согласиться с тем, что «Тихий Дон» не нужно преподавать в школе. И так же легко согласился бы с тем, чтобы в школьной программе не было «Войны и мира». В этом возрасте невозможно в полной мере осознать то, что там написано. Надо воспитывать чувство к языку, к литературному языку, и вот когда оно возникнет, ребёнок, став достаточно взрослым, сам решит, стоит ли ему читать Шолохова или Толстого.
– Каким Вам запомнился дед?– Все свои каникулы и в школьные, и в студенческие годы я проводил в дедовской усадьбе. Сюда же приезжали и мои двоюродные братья, сёстры... В детстве самым любимым для нас занятием было угодить дедушке. Бывало, он нас о чём-то попросит, а мы мчимся наперегонки, со всех ног принести ему какой-то пустяк. Просто из любви к нему, из желания сделать ему добро. Мы всегда чувствовали, что есть рядом человек, который всё понимает, всё знает, к которому можно обратиться с любым сложным вопросом, и он даст хороший совет. Не знаю, как назвать это, но вокруг него всегда возникала атмосфера доброжелательности, какой-то комфортности. Михаил Александрович особым образом воздействовал на окружающих, располагая их к себе.
– Александр Михайлович, Вы являетесь членом комиссий по культуре Общественных палат Российской Федерации и Ростовской области. Какие проекты реализуете на этом поприще?– Пожалуй, одна из наиболее значимых инициатив – совещание на тему «Культура как цель существования государства». Оно состоится в ближайшее время, и мы с коллегами очень рассчитываем привлечь внимание к главнейшей проблеме современного общества – бездуховности.
Наша справка:Музей-заповедник Шолохова располагается в трёх районах Ростовской области. Зона охраняемого природного ландшафта – 38236 га. Музей включает 16 памятников истории и культуры, общее число предметов превышает 70 000 единиц, выставочная площадь – 1870 квадратных метров, постоянно действуют 17 экспозиций. Ведётся выставочная, научно-исследовательская, просветительская, туристическая и экологическая деятельность. В 20 подразделениях музея работают более 350 человек.