Могут ли США и Россия избежать арктической гонки вооружений?

Могут ли США и Россия избежать арктической гонки вооружений?
Соперничество не сильно выражено за полярным кругом — на данный момент.
Сегодня некоторые утверждают, что этот период прошел, так как национальные интересы начинают конфликтовать из-за границы, богатой арктическими запасами нефти и газа, а также рыболовства. Самое серьезное осложнение, однако, произошло вне пределов региона, из-за напряженной геополитической обстановки, которая последовала за аннексией Россией Крыма и поддержки сепаратизма на востоке Украины. Запад отреагировал экономическими санкциями в том числе мерами, которые непосредственно влияют на Арктику, а именно запрет на помощь российскому нефтегазовому развитию.

Также отмечается рост военной активности в Арктике; и Россия, и Соединенные Штаты провели крупномасштабные маневры. Прошлогоднее требование президента Обамы по строительству нового американского ледокола, чтобы добавить его к двум ледоколам полярного класса, а также строительство дополнительных коммерческих судов способных плавать в Арктике, стало сигналом о том, что Соединенные Штаты видят новую безотлагательность действовать в защиту своих интересов в Арктика.

Размер и масштаб военных действий России в Арктике производят негативное восприятие и растущее подозрение на Западе. Западные власти следят за развертыванием в России новых видов оружия и систем противовоздушной обороны, восстановлением установок советской эпохи, строительство новых баз и размещение новых сухопутных сил, чтобы определить, скрываются ли за этим наступательные намерения.

России сторона утверждает, что эта наращивание носит оборонительный характер, и что она добавило малое число вооруженных сил. Они называют эти мероприятия разумными, учитывая важность Севера в будущих планах экономического развития России, увеличения проницаемости обширных северных границ России и ожидаемого увеличения коммерческих перевозок вдоль севера России когда Арктический морской лед растает. Китай, имеющий новый статус наблюдателя в Арктическом совете, ясно дал понять о своем большом интересе к ресурсам Арктики и судоходным путям. Российская и китайская внешняя политика пересекаются по целому ряду вопросов, но Россия должна быть обеспокоена перспективой увеличения китайского судоходства по границам России и присутствия в Арктике.

Однако, ситуация в самой Арктике не угрожающая, и Соединенные Штаты и Россия совместно работают в Арктическом совете. Последний развивается в большей степени в директивный орган, чтобы под его эгидой были достигнуты обязательные договоренности по поиску и спасению на море и борьбы с нефтяными разливами; третья, о научном сотрудничестве, находится в стадии переговоров.

Серьезных захватов земли не происходит, поскольку Россия и другие прибрежные государства Северного Ледовитого океана играют по правилам игры, представляя требования о расширении территориального шельфа за пределы двухсотмильной исключительной экономической зоны (ИЭЗ) предоставленной им ЮНКЛОС. Действительно, Соединенные Штаты не ратифицировали этот договор, что препятствует им подать официальное требование. Арктика богата нефтью и газом, с около 10 процентами неразведанных мировых ресурсов нефти и 30 процентами газа. Почти все известные запасы, однако, расположены на суше или в пределах исключительной экономической зоны прибрежных государств, поэтому не существует спора о праве собственности. Резкое снижение мировых цен на нефть и текущий избыток природного газа также замедлили энергетические проекты в Арктике, поскольку компании ищут более дешевые и гостеприимные страны.

Несмотря на тающие льды, арктические морские пути не скоро заменит Панамский канал. Большая часть Северного Ледовитого океана все еще неизведанна, и моря останутся сомнительными из-за плавающего льда и плохих погодных условий даже летом. Морские контейнерные перевозки, которые зависят от очень строгих графиков, будут сдерживаться этими условиями.

Эти факторы свидетельствуют о менее паникерской точки зрения на Арктику, но потребуется политическая воля и гибкая дипломатия, чтобы сохранить ее такой. Россия и Соединенные Штаты с трудом могут позволить себе утечку ресурсов на военную гонку вооружений в Арктике — и не в интересах обеих стран увидеть военные действия подрывающие способность к осуществлению совместных действий в Арктике.

Для России сейчас необходимо увеличить прозрачность своих военных действий на Севере и рассеять подозрения, угрожающие сотрудничеству. Американские экономические санкции в отношении России останутся, пока Россия не выполнит мирных соглашений Минск II для Украины. Но, американо-российские военные контакты на высоком уровне в отношении Арктики должны быть возобновлены. Береговая охрана этих двух стран уже сотрудничает по поиску и спасению в Арктике. Восстановление военных контактов над Арктикой не будет означать принятия агрессии России в Украине, а также признаком слабости не является обсуждение вопросов сотрудничества в прокладывании Северного Ледовитого пути, исследование ледовой обстановки и защиты большего количества водопроницаемых границ. Соединенные Штаты также должны ратифицировать ЮНКЛОС.

Арктические проблемы и изменения климата выходят за рамки научного понимания и управленческой мощности какой-либо одной страны. Соединенные Штаты, в качестве председателя Арктического совета еще на один год, приветствует конструктивную российскую деятельность. Хотя только время покажет, останется ли путь для сотрудничества по Арктики, несмотря на серьезный спад в отношениях.

Автор: Kenneth YalowitzVincent Gallucci

Источник: The National Interest.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.