Сенсационный заголовок, который заставит вас прочесть о заводах Замкадья

Сенсационный заголовок, который заставит вас прочесть о заводах Замкадья
Среди бьющих гейзером событий современности, сановных арестов и светских родов теряются вещи обыденные, незначительные, хотя и неприятные, как ноющий зуб.

Говорить на эти темы за отсутствием красочности и медийной остроты не принято. Да и говорящему, пишущему и читающему, преимущественно столичному, классу все, что дальше собственной дачи, кажется неведомой скучной сказкой.

Но сказка эта, меж тем, не ложь и не намек, а невыученный урок. И этот "ноющий" зуб есть признак воспаления, разъедающего организм страны.
 
 

Жил да был Кирово-Чепецкий Ордена Трудового Красного Знамени химический комбинат имени Б. П. Константинова, крупнейший налогоплательщик печально известной Кировской области.

В 2016 году этот комбинат поднялся и улетел в Москву. Нет, цеха, рабочие места, заводская столовая,- всё это осталось в Кировской области. Комбинат сменил налоговое резидентство и перестал быть крупнейшим налогоплательщиком Кировской области. В результате Кировский областной бюджет умножил на ноль около 2,5 млрд. налоговых поступлений, которые ей этот комбинат обеспечивал.

Что это означает для области - очевидно. Дороги, образование, культура, здравоохранение, финансируемые из областного бюджета, потеряли источник доходов.

Что, собственно, произошло?

Не секрет, что на "свободную руку рынка" надета железная перчатка олигархического капитала.

Большинство региональных производственных предприятий входят в структуру крупных вертикально-интегрированных холдингов. Кирово-Чепецкий химический комбинат принадлежит холдингу "Уралхим". Понеся необоснованно высокие непроизводственные затраты, на доказывание собственной правоты в налоговых органах и судах, и доказав ее, холдинг решил, что дешевле, радужнее и проще сменить место регистрации юридического лица, чем из года в год оплачивать издержки на рассмотрение споров с перспективой их проиграть. Комбинат вырвался за рамки фискальной пристрастности, в которые закованы все крупнейшие региональные налогоплательщики.

Сбиваются в стаи и готовы изменить ареалы налогового обитания по аналогичной схеме еще несколько предприятий вертикального подчинения, пока еще зарегистрированные в Кировской области. Что будет с и без того депрессивной областью - горько представить.

И это - единичный пример.

Ничуть не лучше обстоят дела и по всей Руси великой.

Иногда в битве за бюджет претензии налоговых органов за один-два года превышают те выгоды, который собственник предприятия предполагал выручить за несколько лет.

Самое очевидное решение в этом случае - закрыть предприятие, отправив на улицу 1000 рабочих, о судьбе которых пусть печется местная служба занятости. Серенький, среднерусский район останется без налоговых поступлений. Но это ничего страшного - зато налоговая инспекция отчитается, что бюджет за 2011 год - защищен.

Налоговые органы тоже можно понять. У них - престиж, планы, премии и должности, в конце концов. Минфин и Минэкономразвития – в России разные ведомства. Минфину - главное закрыть "план по сбору", зарезав при этом в лучших комбедовских традициях все стадо. Зато план по мясу выполнен. Как будет выполнен план по мясу и молоку в следующем году - пусть думает обезглавленное ныне Минэкономразвития. Но об этом они "завтра подумают", как завещала Вивьен Ли в одном красивом американском фильме. Ведь думка эта находится за "периодом налоговой проверки". И обыватель, наблюдая это отсутствие элементарного стратегического планирования, только пожимает плечами.

То, что вместо "симфонии власти" получается какофония непрофессионализма и квадратно-гнездового распределения ответственности, - беда. Но, как говорится в настоящих сказках, та беда не беда - полбеды.

Практикующие юристы отмечают, что переменилась и судебная практика - бюджет нужно пополнять. И если еще недавно в суд ходили за правдой, то теперь - за человекочасами, проведенными представителями в судебном заседании.

...И вот над всей этой сумрачной прозой бытия, обыденной, как подмосковный суглинок, возвышается трагическая фигура Искусства. Царство хрестоматийных дихотомий - поэт и толпа, художник и чернь. Но если во времена некрасовские речь шла о понимании и признании художника фигурой, то в нынешние - вопросы стоят вполне материальные, финансовые. Хочет того чернь или нет, искусство она оплачивать обязана. Спросите у Константина Райкина, он подтвердит. Ему нужны деньги на зеркало, которое он хочет показывать власти, чтобы обличать ее пороки.

Но у нас есть свое зеркало, в котором против сытых лиц столичных актеров - испитые лица тульских рабочих, которые каждый раз спрашивают: "Ну как суд?". Потому что если суд мы проиграем - скатертью им дорога на биржу труда. Проигранный суд - недоукомплектованные школы, «оптимизированные» больницы, обезлюженье. Живите - как хотите. Зато сытой московской публике покажут очередной многозначительный афедрон на сцене как карикатуру на власть. Зато у нас высокая собираемость налогов в области.

Прочитав написанное, человек культурный, пресыщенный столичностью и лучшими мнениями фейсбука, скажет: «Просто работайте лучше, и не будут вас налоговики прессовать». Но дело здесь вовсе не в профессионализме бухгалтеров, юристов, строителей, рабочих. Дело не в том, что условные "олигархи" не хотят платить налоги. Все давно и честно работают по-белому. Иначе нельзя, Ходорковский подтвердит.

Дело в другом. Существует какое-то абсолютно рабское отношении власти к золотому и весомому слову человека Искусства. При абсолютно равнодушном отношении этой же власти к бытию человека простого, рабочего. Недальновидность, при которой можно ради сиюминутных и не совсем понятных рядовому обывателю вещей, убить построенное с нуля предприятие и той же рукой отдать эти деньги очередному малопосещаемому театру на очередные творческие эксперименты, не имеет никакого внятного объяснения.

Но искусство - это вообще не про госфинансирование, и даже не про зеркало для уродливых гримас левиафана (оно у каждого есть свое, карманное, которое каждый день при себе), оно - про другое, Ван Гог подтвердит.

Жизнь коротка, искусство вечно, а в развитии страны должна быть какая-то логика. Уж если столько говорится об реиндустриализации, то должно быть рациональное распределение приоритетов. 240 миллионов рублей, выделенных на один московский не весьма популярный театр, – четыре годовых бюджета района Рязанской области, формирование которого с каждым годом сталкивается с все большими затруднениями.

Автор: Татьяна Грабова

Источник: "На линии".

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.