Не боятся, знать, греха...

 Не боятся, знать, греха...То, что в упор не замечали другие, заметили православные верующие. Само по себе это не случайно. Более того, объясняет неслучайность антицерковных атак.

Православные активисты передали в агентство «Интерфакс-религия» заявление о том, что они считают трактовку классического произведения, получившую прописку в Большом театре, «кощунственной по отношению к православной вере».

«Действие происходит публично, с использованием средств массовой информации. В первом акте режиссёр выводит на сцену актёров, изображающих казаков, с карикатурами на православные иконы. "Царь" изображает патриарха, размахивающего кадилом. Мы можем наблюдать глумление над святынями, священством и Русской православной церковью», – указано заявителями.

Итак, среагировала православная общественность. Ещё один признак того, что теперь именно она начинает брать на себя часть функций общенародного, вне зависимости от принадлежности к классам и социальным слоям, самосознания.

Ведь все очень долго как бы не замечали происходившего на новой сцене Большого. Справедливости ради отметим, не замечали и в негативном, и в позитивном аспектах.
Правда, была попытка восславить постановку. «Петушок» по числу номинаций на ежегодную национальную премию «Золотая маска» превосходил конкурентов. Но художественный уровень музыкального спектакля оказался столь низок, что наградили только за световое оформление.

И тем не менее, на главной сценической площадке РФ идёт самый настоящий глум. Над музыкой оперы Римского-Корсакова, изуродованной под умысел режиссёра. Над государственным аспектом российского бытия. Даже над гербом державы.

Если Серебренников и ставил художественную задачу, то она была в том, чтобы привести в сценическое движение злобный шарж на действительность. Просуществовав пару часов в извращённом пространстве спектакля, зритель может усвоить, что в «этой стране» любая институция и мотивация носят уродливо-подлый характер.

Жизненное пространство подано как нарочито нелепый симбиоз советского, досоветского и постсоветского. Где поющие уроды расписываются в собственной никчёмности и тупиково-опасном характере дурдома, выдаваемого за образ России. Странно, что участие в грязной игре со смыслами и классикой оперного искусства принял и бас Большого Моторин.

Однако не в исполнителе дело. Весьма странно само присутствие подобных постановок на сцене главного театра государства. Ведь оно театр этот содержит и к тому же считает своей «визитной карточкой». Недавно, перед реставрацией исторического здания, пристроило ту самую новую сцену, на коей и идёт «Золотой петушок».

Дело даже не в руководстве театра, которому, возможно, приятно, что люди плюются и уходят с середины представления, что пропорционально числу посмотревших «новые постановки» увеличивается число «нелюбителей» Большого.

Подлинная культура в нашем Отечестве всегда была тем мудрецом, который дарит народу и власти просвещённое знание. Обеспечивает существование тех социальных групп и структур, которые, как пушкинский золотой петушок, заботливо сигналят о приближении разрушительных сил, влияний и тенденций.

Другое дело – настоящим творцам в России всегда сопутствовала иная, чаще всего ультралиберальная страта людей от искусства. Её можно сравнить с Шамаханской царицей из либретто «Золотого петушка». Та, как известно, стала источником всех лишений и самой гибели сказочного царя. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха», – описал Пушкин поведение жестокой обольстительницы, отвратившей царя и от обманутых ею же детей, и от подданных, и от мудреца, и от подаренного им спасительного золотого петушка.

В случае со скандальной постановкой Серебренникова в Большом государству стоило бы многое решить. Что важнее? Фальшивый имидж покровителя лжеискусства или сохранность наследия классической русской культуры, а главное, человеческих душ?


Источник: ФАЙЛ-РФ.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.