Русские об этом могут только мечтать....

Русские об этом могут только мечтать....Фонду «Миграция XXI век» поручено за полгода разработать законопроект о миграционной амнистии. В случае принятия закона 5 миллионов нелегальных мигрантов обретут российское гражданство.
Сторонники амнистии уверяют, что основные проблемы в миграционной сфере возникают из-за бесправного положения нелегальных мигрантов, и тогда амнистия – если и не панацея, то достаточно действенный инструмент для снижения их остроты. При этом ссылаются на то, что подобным образом уже поступили 25 стран.

Наряду с амнистией эксперты предлагают усилить полицейский контроль и контроль рынка труда, запустить механизмы интеграции мигрантов…

Идея не нова, и авторы прежние. Напомню, в 2006-м вступило в силу новое миграционное законодательство, которое не решало ни одной из задач, для решения которых создавалось. Рынок труда по-прежнему не регулировался, избыточная рабочая сила, прибывающая совершенно легально из стран Центральной Азии, превращалась в нелегальную и накапливалась в мегаполисах, осложняя криминогенную обстановку и ухудшая санитарно-эпидемиологическую. Новорожденному колоссу на глиняных ногах срочно потребовались подпорки. Вот тогда, в качестве одной из них, заговорили о миграционной амнистии. Было это в 2007-м. Речь, правда, шла в ту пору не о пяти, а о семи миллионах нелегалов, подлежащих амнистированию. Именно тогда солидные информагентства, разбирая новость по косточкам, допрашивали с пристрастием социологов, политологов и депутатов Государственной Думы. Тогда же появились нашумевшие интервью депутатов от фракций ЛДПР, КПРФ и «Родина». Оценки возможных результатов миграционной амнистии, которые дали парламентарии, практически совпадали, и были они резко отрицательными.

Механизм миграционной амнистии был, тем не менее, запущен с большой помпой. Однако за два–три месяца страсти поутихли, потоки информации об амнистии иссякли, и вся кампания быстро сдулась.

Сегодня, говоря о провале проекта пятилетней давности, апологеты новой амнистии называют главной его причиной глобальный экономический кризис. Цепочка событий в их изложении выглядит так: кризис вызвал спад экономики, а, значит, и сокращение числа рабочих мест, квоты пришлось уменьшить, а работники – и легальные, и не очень – просто разъехались по домам. Но так ли это? До определенного момента - все верно. Был спад, и стройка почти остановилась, да только все это происходило двумя годами позже. А в 2007-м, когда тихо умерла первая миграционная амнистия, экономика была на подъеме.

А становиться легальными-официальными гастарбайтеры не желали совсем по другой причине. Дело в том, что бесправие мигрантов связано не с отсутствием у них гражданства или разрешения на работу, а с их материальным положением - отсутствием у них денег. Что произойдет в результате амнистирования? Подавляющее большинство легализовавшихся иностранных работников работы лишатся. Ведь, став легальными работниками или даже гражданами России, они потеряют всякую привлекательность для работодателя. Они будут просто «нерентабельны» -квалификация у них не повысится, производительность труда не возрастет, зато у работодателя появится необходимость в различного рода отчислениях.

И зарубежный опыт, на который в очередной раз ссылаются разработчики, подтверждает именно пессимистический сценарий развития событий после миграционной амнистии. В послевоенные годы Германии, Великобритании и Франции для восстановления разрушенных экономик требовалось много малоквалифицированных работников. Использование труда гастарбайтеров казалось единственно возможным решением проблемы. Для адаптации мигрантов и их интеграции, казалось, было сделано все возможное. Жилье? Пожалуйста! Меры по интеграции – образование, изучение культуры страны и языка, профессиональное образование -извольте! Усиление полицейского контроля? А его там никто и не ослаблял. И, несмотря на длительные, продуманные и хорошо профинансированные действия, вся эта либерализация-интеграция-мультикультурализация со страшным треском провалились. Почему? Да потому, что принимающее сообщество не имело ни желания, ни возможности предусмотреть для новоиспеченных граждан изменения, хотя бы в отдаленной перспективе, социального статуса. Людей сочли за рабов. Но на осинке, как известно, не родятся апельсинки, и ожидать от клячи извозчика потомства в виде призовых скакунов не приходится. Сапиенсы - на то и сапиенсы, чтобы из поколения в поколение не оставаться чернорабочими. Вот и дети тех, послевоенных гастарбайтеров, родившиеся в Европе, осознавать свое положение как положение людей второго сорта не желают, и повторять судьбу своих родителей не хотят.

А может ли сегодняшняя Россия предложить легализованным мигрантам нечто большее, чем то, что могла предложить своим «гостям» Европа? Есть ли у нас возможность создать социальные лифты для мигрантов и их детей? Ведь до сих пор отсутствует даже закон о репатриации соотечественников.

Если же мы не можем решить своих острейших проблем, не способны по тем же экономическим причинам запустить механизм репатриации, что нам может дать миграционная амнистия?

И тут порождаются протуберанцы миграционных фантазий.

Создается, однако, впечатление, что периодическое хождение по граблям для ньюсмейкеров от миграции является не проявлением девиантности, а, напротив, вполне продуманным актом: так, по известной притче, царь Соломон решал жилищную проблему одного из своих подданных путем подселения на его жилплощадь всякой живности. Подобным же образом поступали китобои во времена парусного флота, спасая свои утлые суденышки от разъяренных китов – бросали за борт пустые бочки. И китам есть чем заняться, и китобоям спокойнее.

А что? Когда очумевшему от монетизации льгот и готовому взорваться социуму законодатель в 2006-м подбросил либерализацию миграционного законодательства – помогло. Чуть позже, надо полагать, для закрепления результата, заговорили о снятии основных миграционных проблем путем проведения амнистии. Тогда – не случилось, но пару выпустили порядочно. Собственно, ничего другого, возможно, и не требовалось. Ведь все мы, с известных пор, начинаем тревожиться при первых тактах «Лебединого озера», а на «Мурке» - отпускает.

Другие страны проводят амнистию мигрантов, чтобы легализовать их на своей территории. У наших трудовых мигрантов с этим все в порядке. Выпускают из страны всех, такова международная практика. Въезд со стороны основных стран-доноров дешевой рабочей силы безвизовый. Пока нет и персонального учета на границе. Да и не секрет, что «правильную» миграционную карту добыть – не проблема, а вопрос цены. Патент на работу от ФМС в свободной продаже – тысяча в месяц – дает право легально трудиться. Существующее законодательство позволяет оформить все, вплоть до гражданства – требуется, конечно, и время, и деньги, и желание. Но кто хочет – получит. У той же ФМС нет, к примеру, данных, сколько граждан России имеют паспорта других стран…

Ереван в своем законодательстве провозгласил, что любой армянин, где бы он не родился и не находился, всегда имеет право оформить гражданство Республики Армения, не отказываясь от того, что у него есть. Русским о такой «амнистии» пока и не мечтается.


Евгений Чернецов,
вице-президент Национального института миграции


Источник: "Столетие".

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.