Олег Смолин: Не дадим превратить школы в торговые лавки!

Олег Смолин: Не дадим превратить школы в торговые лавки!Сегодня в Москве пройдет митинг против нашумевшего федерального закона №83, который уже по факту превращает школы, больницы и учреждения культуры в коммерческие организации. Вступление этого закона в силу по вполне объяснимым причинам было отложено на "послевыборье". Однако подготовка к нему все это время велась достаточно активно. О том, почему люди выходят на митинг и чего добиваются акциями протеста, рассказал депутат Госдумы от КПРФ, организатор акции Олег Смолин.

Олег Смолин: Главная цель митинга задана его организаторами, и совершенно справедлива. Митинг направлен против федерального закона №83 с длинным названием, который сокращенно можно было бы назвать "Об автономных, бюджетных и казенных учреждениях", а, если говорить не о наименованиях, но о содержании, то это закон о коммерциализации. Закон фактически предполагает превращение некоммерческих учреждений в коммерческие организации. В переводе на русский, если грубо, это значит, что школа, больница, учреждение культуры превращаются в коммерческие лавки, а, если более точно, то вместо того, чтобы заниматься образованием, охраной здоровья, лечением и просвещением, эти организации должны будут заниматься зарабатыванием денег. По опросам "Левада-центра", 54% населения выступает категорически против закона, только 7% - за, остальные знают о законе слишком мало. Это опрос прошлого года. Если доверять опросу портала "Суперджоб" (правда, это не научная социология, но, тем не менее), уже в прошлом году 2/3 посетителей портала объявили, что их расходы на образование значительно выросли, и связывают это с законом №83.

Вопрос: Насколько я понимаю, это закон, вступление в силу которого было отложено на "послевыборье"? И, тем не менее, люди заметили рост расходов?

Олег Смолин: Да, был установлен переходный период, и окончательно закон №83 вступает в силу с 1 июля 2012 года. Но это закон, который вперед отбрасывал свою тень. Все готовились и продолжают готовиться к вступлению закона в силу. У меня огромное количество обращений в Москве по поводу слияния школ, школ с детскими садами, центров профориентации для инвалидов с колледжами и Бог знает, с чем еще. Когда я задаю по этому поводу вопросы московским властям, то мне отвечают, что "мы должны эффективно управлять хозяйственными комплексами". Вот этим, собственно говоря, все и сказано. Школу, больницу, учреждение культуры считают, прежде всего, "хозяйственными комплексами". А это, прежде всего, социальные учреждения. Я думаю, что попытка сэкономить на образовании, медицине и культуре закончится разорением страны, ибо в 21 веке ключ к развитию общества – это человеческий потенциал. Мы в конце советского периода были в десятке лучших (по человеческому потенциалу. – прим. Накануне.RU), сейчас 66-е, нам говорят, что это надо делать во имя повышения конкурентоспособности экономики. Но это ложная позиция, поскольку в десятке стран-лидеров по человеческому потенциалу не менее половины и лучших по конкурентоспособности экономики. А мы по конкурентоспособности экономики в рейтинге тоже на 66-м месте. Это, конечно, совпадение, но характерное.

Вопрос: И поэтому Вы будете требовать отмены ФЗ №83: Насколько я знаю, у Вас есть альтернативный закон?

Олег Смолин: Мы будем требовать отмены закона №83. Я внес в Госдуму еще полтора года назад проект об отмене этого закона. Но до сих пор мы не можем заставить думское большинство не то что принять, но даже рассмотреть этот проект. Когда мы этого требуем, то нам говорят, что народ якобы не понимает своего счастья, и когда закон вступит в полную силу, то народ его поймет. Мы принимаем закон, угрожающий национальной безопасности. Он будет провоцировать социальное напряжение в стране. Правда, не будет последствий таких, как от 122 закона, когда люди стали перекрывать сразу проспекты, потому что нарастание социального напряжения будет происходить постепенно. Но сейчас мы не можем предсказать, не приведет ли это нарастание к таким акциям протеста, по сравнению с которыми Болотная покажется детской забавой.

Вопрос: Между тем, Госдума готовится к принятию третьей версии закона об образовании. Сразу после инаугурации, 7 мая, Путин подписал указ о внесении его в парламент. Каково Ваше отношение к третьей версии документа?

Олег Смолин: Этот закон неудовлетворительный. Он продолжает тот же порочный путь, основанный на философии мертвого образования, на том, что нам нужно максимально формализовать образовательные отношения, максимально подчинить их бухучету, максимально исключить из образовательного процесса то, что составляет его живое содержание – отношения учителя и ученика в широком смысле. Плюс, этот закон не отвечает на главные вопросы, которые интересуют российское образовательное сообщество, российскую интеллигенцию вообще. Он не отвечает на вопросы о финансировании образования, о том, каким реально будет статус педагогического работника, о том, что будет с информационно-образовательной средой, и на многие другие.

Вопрос: Между тем, Ваш проект закона "Об образовании для всех" даже рассматривали на предмет экстремизма…

Олег Смолин: Действительно, это законопроект, который мы внесли полгода назад. В Уссурийске двух парней задержали, отобрали листовки в поддержку моего законопроекта и отправили на проверку на предмет экстремизма. Я получил из МВД вежливый ответ, где сообщили, что экстремизма в моем законе не обнаружено. Но если закон в поддержку образования вызывает подозрения в экстремизме, то, как говорил Михаил Лермонтов, "печально я гляжу на наше поколение, его грядущее – иль пусто, иль темно".

Вопрос: О пресловутых образовательных стандартах в проекте закона "Об образовании" речь идет?

Олег Смолин: Да, в обоих законах речь идет. В правительственном законе стандарты утверждает правительство, в нашем законе стандарты правительство должно согласовать с профильными парламентскими комитетами, с Российским союзом ректоров, с профсоюзами, профессиональными ассоциациями. Кроме того, мы прямо прописываем в нашем законопроекте основной перечень предметов, обязательный для школ, чтобы не было повадно оставить в школе три или четыре обязательных предмета.


Источник: "Накануне".

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.