Дружба дружбой, а суверенитет врозь

Дружба дружбой, а суверенитет врозь18 лет назад, 2 апреля 1996 года, президенты Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали в Москве договор «Об образовании Сообщества России и Белоруссии». Ровно через год был подписан договор «О Союзе Белоруссии и России».

Тогда многим казалось, что вот-вот два государства станут одним целым. Однако этого не произошло ни через год, ни через два. Мало того, разногласия между руководством и бизнес-элитами двух стран то и дело приводили то к «газовым», то «молочным» войнам. Однако, к счастью, каждый раз побеждал здравый смысл и отношения двух теснейшим образом связанных государств начинали понемногу теплеть.
В своё время Белоруссия не раз испытывала мощный прессинг Запада из-за той независимой политики, которую вёл Александр Лукашенко. И что там ни говори, именно поддержка России помогала стране переживать непростые времена.

Сегодня Россия стоит перед реальной до сих пор угрозой экономической и политической изоляции со стороны Запада. Как повлияет изменившийся «политический климат» на отношения России и Белоруссии?

- Последние события на Украине в очередной раз показали, что необходима гораздо более тесная интеграция не только России и Белоруссии, но и той же Украины и Казахстана, - считает депутат Госдумы от КПРФ Вячеслав Тетёкин. – Тот экономический кризис, в котором оказалась Украина, – ещё одно подтверждение, что практически все республики бывшего СССР, до этого столетиями являвшиеся частью единого экономического и политического пространства, в обособленном состоянии испытывают огромные трудности. Даже Белоруссия, страна, у которой наиболее положительный опыт самостоятельного развития, вынуждена преодолевать колоссальные сложности. Поскольку в Белоруссии никогда не было существенных запасов полезных ископаемых, она всегда была страной сельскохозяйственной, а в советское время – ещё и «сборочным цехом» СССР.

Благодаря разумной прагматичной политике президента Лукашенко, Белоруссия в социально-экономическом плане находится в лучшем состоянии, чем любая другая постсоветская республика. Включая Прибалтику, сотни тысяч граждан которой вынуждены уезжать на заработки в Западную Европу.

Поэтому вопрос экономической интеграции всего постсоветского пространства становится всё более актуальным.

Именно разрушение значительного числа кооперационных связей с Россией во многом вызвало экономический, а затем и политический кризис на Украине.

В других постсоветских республиках, в том числе и в России, кризис, обусловленный той же причиной, ещё зреет. Стратегический выход – реинтеграция. Известно, что крупным экономическим и государственным союзам и объединениям всегда легче переносить экономические потрясения.

Поэтому события на Украине, как мне представляется, должны подвигнуть руководство России и Белоруссии к ещё более тесному сотрудничеству.

- За годы раздельного существования России и Белоруссии стало ясно, что полное слияние наших стран сейчас невозможно, - говорит руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. – Союзное государство предполагает значительную часть утраты суверенитета, на что белорусская сторона идти не готова. Такая позиция поддерживается значительной частью как элиты Белоруссии, так и простого населения.

С момента провозглашения идеи союзного государства России и Белоруссии было не очень ясно, что оно должно из себя представлять: федерацию или конфедерацию. И вообще – на каких основах мы должны совместно существовать.

Сегодня в Белоруссии преобладает точка зрения, что надо идти на тесный контакт с Россией в экономической, военной, культурной и других сферах. Но при этом страны наши должны оставаться суверенными и равноправными.

Осенью прошлого года, когда в Минске обсуждались перспективы создания Евразийского экономического союза, Лукашенко и Назарбаев ещё раз заявили о том, что они не готовы пойти на утрату хотя бы части суверенитета своих стран.

В полном смысле этого слова Союзного государства России и Белоруссии не существует, и вряд ли в ближайшее время оно появится. Нет общей Конституции, валюты, единой внешней политики. Наш союз сегодня – некая политико-экономическая форма взаимодействия двух государств.

Однако это не исключает сохранения и дальнейшего развития тесных экономических связей между Россией и Белоруссией. Мы слишком сильно связаны и экономически, и исторически.

Несмотря на некоторую специфичность взаимоотношений лидеров наших государств, в целом они сейчас довольно стабильны, и это тоже благотворно влияет на интеграцию двух стран.

Важно и то, что Белоруссия не строит национального государства и русские, проживающие в республике, не считают себя ни в коей мере ущемлёнными. Утверждение белорусской государственности в целом не носит антирусской направленности. В то время как, к примеру, на Украине или в прибалтийских странах ситуация прямо противоположная. То есть в наших отношениях с Белоруссией существует много объективно-позитивных тенденций, которые и создают основу для дальнейшего взаимодействия.

Поэтому если Россия не будет давить на Минск, если наша политическая элита не будет пытаться подорвать белорусский суверенитет, то наши отношения, скорей всего, будут стабильными и успешными. Не думаю, что надо форсировать шаги по созданию единого государства с Белоруссией. Тем более, что сейчас, в рамках ЕЭС проще решать возникающие между нашими странами экономические проблемы.

- Смогут произошедшие в Крыму события и последовавшая реакция США и их союзников убедить политические элиты наших стран ещё крепче «дружить против Запада»? Или, наоборот, белорусская элита станет с опаской посматривать в сторону России, способствовавшей самоопределению Крыма?

- В белорусском обществе отношение к тому, что Россия воссоединилась с Крымом действительно несколько настороженное. Больших проявлений восторга нет. Как, впрочем, и резко отрицательных эмоций.

Как бы там ни было, Лукашенко Россию в данной ситуации хоть и неявно, но поддерживает. Лукашенко, как прагматичный политик, пытается найти позитив для Белоруссии в создавшейся ситуации. Например, заявляет, что санкции Запада против России открывают новые возможности сбыта белорусских товаров на российском рынке. Что ж, можно только поприветствовать такой подход.

В целом последние украинские события не внесли принципиально новой ноты в отношения России и Белоруссии.

- Ясно, что многое в отношениях наших стран сейчас завязано на личности Лукашенко. А можно ли предположить, что в перспективе новый лидер Белоруссии повернёт на Запад, и насколько его будет поддерживать белорусское общество?

- Да, в случае прихода оппозиционных ныне политиков к власти позиция Белоруссии, конечно, изменилась бы. Она стала бы в большей степени поглядывать в сторону ЕС и вообще проводить более многовекторную внешнюю политику. И Запад более активно пытался бы поставить Белоруссию под свой идеологический и политический контроль, как он это делает на Украине.

Что касается экономики, то Белоруссия очень тесно завязана на Россию. Однако в случае чего Западу «перекупить» её вполне по карману. Учитывая к тому же, что белорусский ВВП в 10 раз меньше, чем ВВП той же Украины. Поэтому надо иметь в виду, что Лукашенко, при всей сложности этой фигуры, остаётся главным гарантом дружественности Белоруссии по отношению к России.

Что касается настроений рядовых белорусов, то, конечно, подавляющее большинство из них очень дружественно настроено к России. У нас общая история, которая практически не омрачена взаимными обидами. В ментальности и культуре русских и белорусов очень много общего.

Вместе с тем растёт белорусская молодёжь, которая уже не имеет опыта жизни в едином с Россией государстве. Сейчас у молодых людей больше возможностей ездить в Европу, сравнивать. И среди молодой обеспеченной части белорусского общества идут неоднозначные процессы.

Но, я думаю, если Россия будет проводить разумную политику в отношении Белоруссии, останется надёжным экономическим партнёром, если сама будет уверенно развиваться, общий настрой большинства белорусского общества на союз с Россией не изменится.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин считает, что новая политическая реальность на постсоветском пространстве заставит президента Белоруссии быть более осторожным в отношениях с Россией.

- Я думаю, что решительность России в вопросе по Крыму несколько напрягла Лукашенко. До последнего момента считалось, что Россия настроена на сохранение статус-кво. Даже в 2008 году после Пятидневной войны с Грузией Россия не стала присоединять Абхазию и Южную Осетию, а лишь де-юре признала их независимость.

А вот в случае с Крымом получилось, что Россия, за все постсоветские годы никогда не предъявлявшая территориальных претензий к Украине, «в темпе вальса» включила часть её территории в свой состав. То есть руководство России перешло некий психологический барьер и продемонстрировало, что готова по-новому вести себя на постсоветском пространстве. Конечно, Лукашенко было удобней лавировать между прежней, «предсказуемой» Россией и Западом.

Не исключаю, что Лукашенко попытается как-то подстраховаться, чтобы чувствовать себя менее зависимым от России. Может быть, сделает какие-то шаги навстречу Западу, который после событий в Крыму попытается разыграть белорусскую карту против России.

- Насколько вероятно, что в Белоруссии начнут усиливаться настроения на евроинтеграцию, как это было на Украине?

- Принципиальное отличие ситуации в Белоруссии состоит в том, что здесь нет влиятельного олигархата. Процесс его формирования начинался в 90-х годах, но, придя к власти, Лукашенко его заморозил.

В целом среди рядовых белорусов настроя на евроинтеграцию нет, хотя бы потому что там нет значительного числа гастарбайтеров, которые, как на Западной Украине, завязаны на Европу.скачать dle 10.4фильмы и сериалы онлайн hdавтоматический обмен webmoney на приват24

Автор: Алексей Полубота


STARIK
  • STARIK
  • 4 апреля 2014 20:44
Хорошая аналитическая статья!
В принципе, единое государство Россия – Белоруссия не могло состояться по той причине, что Россия, управляемая агентами иностранного влияния, захватившими все властные структуры в стране, пошла, вернее сказать - её повели, по пути рыночной глобализации, а Лукашенко, умно, выстроил смешанную экономическую систему. За основу, взяв социалистическую систему и, дозировано, включил в неё элементы капиталистической системы – такая экономическая модель оказалась жизнеспособной в условиях глобальной паразитической системы. По-этой причине, Белоруссия и испытала сильнейшее давление со стороны апологетов западного паразитического мира. Глобальные паразиты, усмотрели в белорусской политико-экономической системе, угрозу своим глобальным паразитическим устоям.
Умную мысль высказал депутат Госдумы от КПРФ Вячеслав Тетёкин: - " необходима гораздо более тесная интеграция не только России и Белоруссии, но и той же Украины и Казахстана".
Думаю, что в школах, нужно ввести тему: - "ПОРОКИ ГЛОБАЛЬНОЙ ПАРАЗИТИЧЕСКОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ".
Добавить комментарий
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.