Действительно, из страха потерять доверие наиболее патерналистской и политически активной части общества (пенсионеров и бюджетников), чьи доходы и степень лояльности напрямую зависят от масштабов бюджетного финансирования, правящие власти расширяют государственные расходы по отдельно взятым направлениям социальной политики.
Согласно проекту бюджета на 2013-2015 годы, социальные расходы федерального бюджета вырастут на 15% (с 3 трлн 962 млрд до 4 трлн 559 млрд рублей), что в принципе согласуется с предвыборными обещаниями Путина относительно приоритетного повышения уровня жизни малообеспеченных слоёв населения. Однако с учётом официально заложенного в бюджет прогноза по инфляции, государственные расходы на реализацию социальной политики в реальном выражении снизятся на 1,26%.
При этом, если ещё в 2011 году доля расходов на социальную политику превышала 5,73% ВВП, то в 2013 году она должна увеличится до 5,95%, после чего сожмётся до 5,5% по итогам 2015 года.
Структура расходов на "социалку"

Другими словами, вопреки всем предвыборным лозунгам, на деле федеральные чиновники сокращают расходы на и без того хронически недофинансированную социальную сферу и снимают с себя социальные обязательства.
Уже сегодня удельный вес расходов государства на социальное обеспечение населения в экономике России (так же как и на науку, инфраструктуру, НИОКР, поддержку национальной экономики и т.д.) в среднем в 2-2,5 раза ниже среднемирового уровня и в 3-4 раза ниже, чем в экономически развитых и динамично развивающихся индустриальных странах.
Широко разрекламированная в официальных СМИ "социальная ответственность" российских чиновников как была, так и остаётся всего лишь красивой фигурой речи и хорошо продаваемым предвыборным лозунгом, призванным стянуть под стяги правящего компрадорского феодально-олигархического режима наиболее зависимую от них в материальном плане часть населения. Эта логика поведения российских чиновников и система ценностей были навязаны России ещё в период псевдо-рыночных "реформ" в 1990-х годах, вылившихся в либеральный погром промышленности, развал социальной сферы, уничтожение, деградацию экономики и масштабное хищение государственного имущества.
Наиболее наглядно масштабы расхождений между предвыборной пропагандой и реальными действиями правящих властей, именуемых даже среди её представителей "оффшорной аристократией", проявляются при анализе подготовленного Минфином проекта бюджета на ближайшие три года. При этом наибольший интерес с точки зрения понимания истинных намерений и приоритетов правящих властей в области социальных отношений представляет рассмотрение статьи "Социальная политика" и изучение динамики запланированных государством расходов по её компонентам.
Прежде всего, вопиющее недоумение вызывает сокращение бюджетного финансирования по направлению охраны семьи и детства на 3% в номинальном выражении – с 219,1 до 212,6 млрд руб. Принимая во внимание тот факт, что даже согласно правительственному прогнозу накопленная инфляция за 3 года составит 16,3% (а реальная свыше 27-30%), то реальное сокращение расходов на программы охраны семьи и детства в лучшем случае составит 19%, а в худшем не менее 30-35%. И это при том, что в России до сих пор свыше 60% населения с доходами менее 17 тыс. рублей по качеству и количеству потребляемых благ и услуг относятся к бедным и нищим слоям населения. Свыше 1,5 млн детей являются беспризорными, численность наркоманов зашкаливает за 5,5-6 млн человек, а по количеству суицидов среди подростков в возрасте до 18 лет Россия уже много лет занимает лидирующие позиции в мире.
Судя по всему, до сих пор стоящие у руля финансово-экономического блока правительства "гайдаровцы" и идейные последователи разрушительной политики "рыночного фундаментализма", рассматривающие государственную службу как источник безнаказанного личного обогащения и инструмент для обеспечения финансово-экономической колонизации страны со стороны транснационального капитала, возвращаются к принципам социальной политики 1990-х годов.
Аналогичная ситуация складывается с социальным обеспечением населения, расходы на которое в номинальном выражении в ближайшие три года согласно проекту бюджета подлежат увлечению на едва заметные 2,9% - с 903 до 929,7 млрд рублей. С учётом запланированного в Минфине падения покупательной способности российского рубля более чем на 16% это означает, что вместо роста расходов по итогам трех ближайших лет будет зафиксировано сокращение финансирования социального обеспечения российских граждан минимум на 13,3% в реальном выражении. Также на 12,7% в реальном выражении подлежат урезанию и без того непозволительно низкие расходы на прикладные научные исследования в области социальной политики.
Российская бюджетная система в глубоком кризисе
В правительстве раскол - МЭР предупреждает об экономической катастрофе
Единственной статьёй в рамках социальных расходов предлагаемого Минфином бюджета (от которого уже поспешили откреститься руководители Министерства экономики), финансирование которой подлежит увеличению как в номинальном, так и в реальном выражении с учётом инфляции, является пенсионное обеспечение. В номинальном выражении расходы на этом направлении подлежат увеличению на 20,2% (с 2,82 до 3,39 трлн рублей), а в реальном выражении приблизительно на 3,9%.
Однако и здесь не всё так однозначно – в рамках сводной статьи "Пенсионное обеспечение" из 6 прописанных в проекте бюджета подстатей лишь по одной запланировано увеличение финансирования в реальном выражении, тогда как объём государственных расходов по пяти ключевым подстатьям пенсионного обеспечения подлежит сокращению на 5-45% с учётом инфляции.
Прежде всего, недоумение вызывает едва заметное увеличение размера пенсионных выплат за период 2013-2015 годов на 4,9% - с 507,3 до 532,2 млрд рублей. С учётом официального прогноза по динамике инфляции (5,5% в 2013 году и 5% в 2014-1015 годах) это означает, что реальный размер пенсионных выплат российским гражданам в пенсионном возрасте сократится минимум на 11,4%. С учётом постоянного роста численности пенсионеров, продолжающегося вымирания трудоспособных граждан, хронического и постоянно расширяющегося дефицита Пенсионного фонда (свыше 1 трлн рублей в 2012 году), а также социальной инфляции в 10-13% и безудержного удорожания ЖКХ, реальный размер бюджетной поддержки пенсионеров в течение ближайших 3 лет сократится на 17-25%.
По сути дела, этот бюджет означает продолжение принятой в ещё 1990-е годы политики социального геноцида пенсионеров и социально необеспеченных слоёв населения, а также их искусственное удержание в нищете.
Динамика рабочих мест в российской экономике

Не намного лучше обстоят дела с бюджетными ассигнованиями на выплату пенсий военнослужащим, а также социальную помощь населению. В номинальном выражении финансирование обоих направлений вырастет на 5% и 9,9% соответственно. Однако с учётом даже официального прогноза по инфляции реальный размер бюджетного финансирования пенсионных выплат военнослужащим и социальной помощи гражданам России из федерального центра подлежит сокращению на 11,2% и 6,3% соответственно.
Что касается бюджетного финансирования пенсионных выплат по государственному пенсионному обеспечению, то оно, согласно проекту бюджета, подлежит увеличению на 11,4% в номинальном выражении (с 315 до 351 млрд рублей). В реальном выражении даже с учётом крайне политкорректной и заниженной в 2-2,5 раза инфляции, объём пенсионных выплат по государственному пенсионному обеспечению подлежит сокращению на 4,8%.
Пенсионный возраст и размер пенсий в странах мира (кликните для увеличения)

Откровенный провал наблюдается с валоризацией пенсионного капитала, расходы на которую подлежат сокращению на 27% только в номинальном выражении (с 600,2 до 437,9 млрд рублей). В реальном выражении сокращение выплат из бюджета на валоризацию бюджетного капитала достигнет 43,3%, а с учётом реальной инфляции, превышающей официальную в 2-2,5 раза, достигнет 55-60%. Столь масштабное сокращение расходов государства на переоценку пенсионных прав российских граждан, работавших до начала запуска провальной пенсионной реформы в январе 2002 года, означает не просто отказ правительства от повышения пенсионного обеспечения недавно вышедших на пенсию граждан. По сути дела, сокращение бюджетных расходов на валоризацию пенсий свидетельствует о том, что в правительстве практически принято окончательное решение относительно признания провала пенсионной системы в её нынешнем виде.
Единственной статьёй в рамках пенсионного раздела предлагаемого проекта бюджета, предполагающей хоть какое-нибудь увеличение финансирования в реальном выражении, по сути дела, является статья, связанная с межбюджетными трансфертами бюджету Пенсионного фонда. Согласно проекту бюджета, размер трансферта за период 2013-2015 годы увеличится на 22,9% - с 1 до 1,22 трлн рублей. Даже с учётом официального прогноза по инфляции (5-5,5%), размер межбюджетного трансферта продемонстрирует расширение на 6,6%.
Другими словами, уже сейчас можно смело говорить о провале пенсионной реформы, которая была направлена на втягивание пенсионных накоплений в финансовые спекуляции и их прокрутку через счета крупных государственных и частно-олигархических банков с последующим обесценением. Пенсионная реформа провалилась, что были вынуждены признать даже нынешние президент и премьер. И в настоящий момент правительство пытается судорожно заткнуть дыры в Пенсионном фонде, в том числе за счёт повсеместного урезания в реальном выражении расходов на социальную поддержку населения, валоризацию пенсионных накоплений, охрану семьи и детства, а также выплату пенсий военнослужащим и ветеранам труда.
Экономист
Владислав Жуковский