Почему социальная ориентированность бюджета – миф

Почему социальная ориентированность бюджета – мифПожалуй, отдельного внимания заслуживает широко разрекламированный миф о социальной направленности находящегося на рассмотрении в Госдуме проекта бюджета на 2013-2015 годы, который, по мнению правящих властей, отражает намерение безусловного исполнения всех взятых на себя обязательств со стороны правительства. Именно об этом чуть ли не ежедневно на всех каналах рассказывают по очереди то президент Путин, то председатель недееспособного правительства Медведев, то рядовые министры.

Действительно, из страха потерять доверие наиболее патерналистской и политически активной части общества (пенсионеров и бюджетников), чьи доходы и степень лояльности напрямую зависят от масштабов бюджетного финансирования, правящие власти расширяют государственные расходы по отдельно взятым направлениям социальной политики.

Согласно проекту бюджета на 2013-2015 годы, социальные расходы федерального бюджета вырастут на 15% (с 3 трлн 962 млрд до 4 трлн 559 млрд рублей), что в принципе согласуется с предвыборными обещаниями Путина относительно приоритетного повышения уровня жизни малообеспеченных слоёв населения. Однако с учётом официально заложенного в бюджет прогноза по инфляции, государственные расходы на реализацию социальной политики в реальном выражении снизятся на 1,26%.

При этом, если ещё в 2011 году доля расходов на социальную политику превышала 5,73% ВВП, то в 2013 году она должна увеличится до 5,95%, после чего сожмётся до 5,5% по итогам 2015 года.

Структура расходов на "социалку"

Почему социальная ориентированность бюджета – миф

Другими словами, вопреки всем предвыборным лозунгам, на деле федеральные чиновники сокращают расходы на и без того хронически недофинансированную социальную сферу и снимают с себя социальные обязательства.

Уже сегодня удельный вес расходов государства на социальное обеспечение населения в экономике России (так же как и на науку, инфраструктуру, НИОКР, поддержку национальной экономики и т.д.) в среднем в 2-2,5 раза ниже среднемирового уровня и в 3-4 раза ниже, чем в экономически развитых и динамично развивающихся индустриальных странах.

Широко разрекламированная в официальных СМИ "социальная ответственность" российских чиновников как была, так и остаётся всего лишь красивой фигурой речи и хорошо продаваемым предвыборным лозунгом, призванным стянуть под стяги правящего компрадорского феодально-олигархического режима наиболее зависимую от них в материальном плане часть населения. Эта логика поведения российских чиновников и система ценностей были навязаны России ещё в период псевдо-рыночных "реформ" в 1990-х годах, вылившихся в либеральный погром промышленности, развал социальной сферы, уничтожение, деградацию экономики и масштабное хищение государственного имущества.

Наиболее наглядно масштабы расхождений между предвыборной пропагандой и реальными действиями правящих властей, именуемых даже среди её представителей "оффшорной аристократией", проявляются при анализе подготовленного Минфином проекта бюджета на ближайшие три года. При этом наибольший интерес с точки зрения понимания истинных намерений и приоритетов правящих властей в области социальных отношений представляет рассмотрение статьи "Социальная политика" и изучение динамики запланированных государством расходов по её компонентам.

Прежде всего, вопиющее недоумение вызывает сокращение бюджетного финансирования по направлению охраны семьи и детства на 3% в номинальном выражении – с 219,1 до 212,6 млрд руб. Принимая во внимание тот факт, что даже согласно правительственному прогнозу накопленная инфляция за 3 года составит 16,3% (а реальная свыше 27-30%), то реальное сокращение расходов на программы охраны семьи и детства в лучшем случае составит 19%, а в худшем не менее 30-35%. И это при том, что в России до сих пор свыше 60% населения с доходами менее 17 тыс. рублей по качеству и количеству потребляемых благ и услуг относятся к бедным и нищим слоям населения. Свыше 1,5 млн детей являются беспризорными, численность наркоманов зашкаливает за 5,5-6 млн человек, а по количеству суицидов среди подростков в возрасте до 18 лет Россия уже много лет занимает лидирующие позиции в мире.

Судя по всему, до сих пор стоящие у руля финансово-экономического блока правительства "гайдаровцы" и идейные последователи разрушительной политики "рыночного фундаментализма", рассматривающие государственную службу как источник безнаказанного личного обогащения и инструмент для обеспечения финансово-экономической колонизации страны со стороны транснационального капитала, возвращаются к принципам социальной политики 1990-х годов.

Аналогичная ситуация складывается с социальным обеспечением населения, расходы на которое в номинальном выражении в ближайшие три года согласно проекту бюджета подлежат увлечению на едва заметные 2,9% - с 903 до 929,7 млрд рублей. С учётом запланированного в Минфине падения покупательной способности российского рубля более чем на 16% это означает, что вместо роста расходов по итогам трех ближайших лет будет зафиксировано сокращение финансирования социального обеспечения российских граждан минимум на 13,3% в реальном выражении. Также на 12,7% в реальном выражении подлежат урезанию и без того непозволительно низкие расходы на прикладные научные исследования в области социальной политики.

Российская бюджетная система в глубоком кризисе

В правительстве раскол - МЭР предупреждает об экономической катастрофе

Единственной статьёй в рамках социальных расходов предлагаемого Минфином бюджета (от которого уже поспешили откреститься руководители Министерства экономики), финансирование которой подлежит увеличению как в номинальном, так и в реальном выражении с учётом инфляции, является пенсионное обеспечение. В номинальном выражении расходы на этом направлении подлежат увеличению на 20,2% (с 2,82 до 3,39 трлн рублей), а в реальном выражении приблизительно на 3,9%.

Однако и здесь не всё так однозначно – в рамках сводной статьи "Пенсионное обеспечение" из 6 прописанных в проекте бюджета подстатей лишь по одной запланировано увеличение финансирования в реальном выражении, тогда как объём государственных расходов по пяти ключевым подстатьям пенсионного обеспечения подлежит сокращению на 5-45% с учётом инфляции.

Прежде всего, недоумение вызывает едва заметное увеличение размера пенсионных выплат за период 2013-2015 годов на 4,9% - с 507,3 до 532,2 млрд рублей. С учётом официального прогноза по динамике инфляции (5,5% в 2013 году и 5% в 2014-1015 годах) это означает, что реальный размер пенсионных выплат российским гражданам в пенсионном возрасте сократится минимум на 11,4%. С учётом постоянного роста численности пенсионеров, продолжающегося вымирания трудоспособных граждан, хронического и постоянно расширяющегося дефицита Пенсионного фонда (свыше 1 трлн рублей в 2012 году), а также социальной инфляции в 10-13% и безудержного удорожания ЖКХ, реальный размер бюджетной поддержки пенсионеров в течение ближайших 3 лет сократится на 17-25%.

По сути дела, этот бюджет означает продолжение принятой в ещё 1990-е годы политики социального геноцида пенсионеров и социально необеспеченных слоёв населения, а также их искусственное удержание в нищете.

Динамика рабочих мест в российской экономике

Почему социальная ориентированность бюджета – миф

Не намного лучше обстоят дела с бюджетными ассигнованиями на выплату пенсий военнослужащим, а также социальную помощь населению. В номинальном выражении финансирование обоих направлений вырастет на 5% и 9,9% соответственно. Однако с учётом даже официального прогноза по инфляции реальный размер бюджетного финансирования пенсионных выплат военнослужащим и социальной помощи гражданам России из федерального центра подлежит сокращению на 11,2% и 6,3% соответственно.

Что касается бюджетного финансирования пенсионных выплат по государственному пенсионному обеспечению, то оно, согласно проекту бюджета, подлежит увеличению на 11,4% в номинальном выражении (с 315 до 351 млрд рублей). В реальном выражении даже с учётом крайне политкорректной и заниженной в 2-2,5 раза инфляции, объём пенсионных выплат по государственному пенсионному обеспечению подлежит сокращению на 4,8%.

Пенсионный возраст и размер пенсий в странах мира (кликните для увеличения)

Почему социальная ориентированность бюджета – миф


Откровенный провал наблюдается с валоризацией пенсионного капитала, расходы на которую подлежат сокращению на 27% только в номинальном выражении (с 600,2 до 437,9 млрд рублей). В реальном выражении сокращение выплат из бюджета на валоризацию бюджетного капитала достигнет 43,3%, а с учётом реальной инфляции, превышающей официальную в 2-2,5 раза, достигнет 55-60%. Столь масштабное сокращение расходов государства на переоценку пенсионных прав российских граждан, работавших до начала запуска провальной пенсионной реформы в январе 2002 года, означает не просто отказ правительства от повышения пенсионного обеспечения недавно вышедших на пенсию граждан. По сути дела, сокращение бюджетных расходов на валоризацию пенсий свидетельствует о том, что в правительстве практически принято окончательное решение относительно признания провала пенсионной системы в её нынешнем виде.

Единственной статьёй в рамках пенсионного раздела предлагаемого проекта бюджета, предполагающей хоть какое-нибудь увеличение финансирования в реальном выражении, по сути дела, является статья, связанная с межбюджетными трансфертами бюджету Пенсионного фонда. Согласно проекту бюджета, размер трансферта за период 2013-2015 годы увеличится на 22,9% - с 1 до 1,22 трлн рублей. Даже с учётом официального прогноза по инфляции (5-5,5%), размер межбюджетного трансферта продемонстрирует расширение на 6,6%.

Другими словами, уже сейчас можно смело говорить о провале пенсионной реформы, которая была направлена на втягивание пенсионных накоплений в финансовые спекуляции и их прокрутку через счета крупных государственных и частно-олигархических банков с последующим обесценением. Пенсионная реформа провалилась, что были вынуждены признать даже нынешние президент и премьер. И в настоящий момент правительство пытается судорожно заткнуть дыры в Пенсионном фонде, в том числе за счёт повсеместного урезания в реальном выражении расходов на социальную поддержку населения, валоризацию пенсионных накоплений, охрану семьи и детства, а также выплату пенсий военнослужащим и ветеранам труда.

Экономист Владислав Жуковский


Источник: "Накануне".

ВАК
  • ВАК
  • 17 октября 2012 19:31
Вопрос риторический! Распилы и откаты.
Добавить комментарий
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.