У советского агитпропа есть чему поучиться

У советского агитпропа есть чему поучитьсяВ большинстве достаточно крупных стран мира, которые имеют более или менее длительную стратегию своего развития, существуют программы, ведомства, системы, занимающиеся патриотическим воспитанием. В Америке, например, этим занимаются достаточно много серьезных организаций и большое число людей. Там нет "министерства патриотизма", но ведется очень серьезная работа, направленная на постоянное формирование положительного имиджа Америки и внутри страны, и вовне. На это тратятся огромные деньги. На это же работает Голливуд, который выпускает очень большое количество фильмов, несущих "ура-патриотическую" нагрузку, хотя и в достаточно примитивной форме. Такие же примеры есть и в других странах.

Что касается России, системно этим после распада Советского Союза у нас не занималась. Как минимум на протяжении 20-25 лет системно внушалась другая мысль: наша страна самая отсталая, и уже выросло целое поколение, которое так и считает. Это началось еще в позднесоветский период, когда нам внушали, что в Советском Союзе "самый плохой" уровень жизни, при этом всегда сравнивали с самыми высшими стандартами. Когда мы говорили, что "в Советском Союзе живут плохо", то сравнивали его с США и первой тройкой-пятеркой стран Западной Европы, как будто другого мира просто не существовало. Сейчас продолжается примерно то же самое. "Наша страна – самая плохая в мире, у нас самая тяжелая жизнь, у нас самое плохое управление, у нас самая ужасная история и, самое главное, у нас нет никакого будущего". Целенаправленно или случайно, но последние 20-25 лет (а это очень серьезный срок) в массовом порядке эта мысль внедряется. А в конце 80-х - начале 90-х годов это была государственная политика.

Поэтому сейчас приходится принимать, пусть формализованные, но достаточно серьезные меры, чтобы хоть как-то изменить эту ситуацию, потому что оставлять все как есть – это игра в лотерею.

История не может идентично повторяться, это невозможно, но если кому-то хочется сравнивать созданное в администрации президента РФ управление с советским агитпропом, можно сравнивать. А если посмотреть со стороны маркетинга, то у советского агитпропа есть чему поучиться. Например, брендирование в советское время было отработано просто до невероятности. Бренды внедрялись в упаковки конфет, в поздравительные открытки, в полотенца, куда угодно. Даже сам знак "Серп и молот" был забрендирован советским агитпропом, и он до сих пор, кстати говоря, используется подавляющим большинством левых движений мира. Поэтому, если рассматривать даже не с чисто идеологических позиций, а хотя бы с позиций маркетинга и брендинга, то многие опыты советского агитпропа были невероятно успешными, более того, они до сих пор работают. Вообще, сводить всю историю человечества и всю историю нашей страны к черно-белому делению: все советское – плохо, а все несоветское – хорошо, это означает тоже манипулировать сознанием. Это тоже своего рода пропаганда, которая к действительности не имеет никакого отношения.

Патриотизм – сфера, в первую очередь, мировоззренческая, и заниматься в новом управлении должны проектами, касающимися изменений в области мировоззрения. Это образование, культура (в том числе и массовая культура – кино, мюзиклы, песни, аудио-видео материалы, книги), гуманитарные проекты.

Сергей Михеев


Источник: "Накануне".

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.