Бегство капитала: Минфин считает его благом для России...

Бегство капитала: Минфин считает его благом для России...Руководство Банка России и Минфина, которое в соответствии с действующим законодательством несёт персональную ответственность за повышение устойчивости отечественной финансовой системы, увеличение инвестиционной привлекательности экономики и развитие инвестиционного потенциала, не только не борется с перманентным и постоянно усиливающимся вывозом российского капитала за рубеж.
"Рыночные фундаменталисты" наотрез отказываются признавать наличие самой проблемы вывоза капитала как таковой и в упор не хотят замечать те катастрофические последствия, к которым приводит обескровливание и без того находящейся в состоянии перманентного инвестиционного кризиса отечественной экономики.

Вывод капитала благом могут назвать либо крайне недалёкие и непрофессиональные люди, либо откровенные вредители и агенты влияния, продвигающие интересы стратегических конкурентов и глобального бизнеса.

Принимая во внимание, что в правительстве, насколько можно судить, особо глупых людей не держат (по тем же самым причинам, что и бедных), так как при всей элементарности коррупционных схем они требуют хотя бы каких-то навыков, то возникает ощущение, что искреннее нежелание властей ограничивать вывоз обусловлено сразу несколькими причинами.

Во-первых, оккупировавшие финансово-экономический блок правительства либералы на полном серьёзе считают, что любое созидательное вмешательство государства в экономику противоречит догмам "Вашингтонского консенсуса" и является проявлением экономического сатанизма. Во-вторых, они искренне боятся наступить на карман российским олигархам и международным спекулянтам. В-третьих, они физически не могут предпринять меры по возрождению разрушенного в середине 2000-х годов валютного регулирования и ужесточению финансового контроля, так как существенный вклад в бегство капитала вносят сами коррупционеры и клептоманы.

С другой стороны, если капитал перестанет бежать из России, то, как весьма метко подметил замминистра финансов Алексей Моисеев, нефтедоллары будут давить на экономику и повышать риски ускорения темпов роста инфляции, что создаст дополнительную головную боль для правительства. Поэтому российские чиновники, не желая исполнять свои служебные обязанности, готовы пожертвовать модернизацией экономики, инвестициями в реальный сектор экономики и технологическим перевооружением производства в угоду тому, чтобы не создавать себе лишнюю головную боль.

При этом в последнее время чиновники Минфина и Банка России апеллируют и к другому тезису, согласно которому рекордный вывоз капитала из России обусловлен необходимостью погашения внешней задолженности со стороны частного сектора. По мнению руководства обоих ведомств, чистый приток капитала в российскую экономику, наблюдавшийся в докризисный период, сменился его чистым оттоком в 2008-2012 годах в связи с сокращением возможностей рефинансирования внешних долгов и необходимостью погашения иностранных заимствований.

И всё бы хорошо, если бы не одно "но" - официальные данные самого Банка России, отражающие чистое движение иностранного капитала, в корне противоречат данной теории.

Согласно оценкам платёжного баланса Центрального Банка РФ, за период 2000-2007 годов совокупный накопленный чистый приток иностранного капитала в российскую экономику составил всего лишь 64,3 млрд долларов. Более того, положительное сальдо движения капитала наблюдалось всего лишь на протяжении двух предкризисных лет – в 2006 году (41,4 млрд долларов) и в 2007 году (81,7 млрд). Тогда как ещё в 2000 и 2001 годах наблюдался чистый вывоз капитала частным сектором в размере 24,8 и 15 млрд долларов, что являлось последствием (то есть эхом) дефолта 1998 года.

Одновременно с этим за период с января 2008 года по сентябрь 2012 года накопленный чистый вывоз капитала за рубеж превысил отметку в 362,6 млрд долларов. Совершенно непонятно, каким образом чиновники Минфина и Банка России вообще умудрились увязать усиливающийся отток финансовых ресурсов из экономики России с необходимостью обслуживания внешних займов, если масштабы чистого вывоза капитала только за последние четыре года практически в 5,7 раза превысили объём привлечённого в предыдущие годы капитала.

Не получается объяснить наблюдающийся на протяжении последних четырех посткризисных лет вывоз капитала и платежами по накопленным в 1990-е годы заимствованиям. За период "рыночных преобразований" 1994-1999 годов, обернувшихся либеральным погромом несырьевой промышленности и демонтажем социальной сферы, только официально учтённый Банком России вывоз капитала частным сектором превысил 102,8 млрд долларов. А с учётом незаконного вывоза капитала, фиктивных внешнеторговых операций, невозврата экспортной выручки, махинаций с импортом услуг и предоставлением займов нерезидентам, а также упущенных прибылей потери для экономики превышают 1-1,5 трлн долларов.

Обратим внимание и на другие высказывания недавно назначенного замминистра финансов Алексея Моисеева. "Если посмотреть на контекст целиком, то при том состоянии развития российской экономики, которое есть, если бы эти деньги не уходили, был бы перегрев", - так прокомментировал ситуацию с беспрецедентным вывозом капитала чиновник на сессии Международного валютного фонда в Токио.

Более того, Алексей Моисеев договорился до того, что в нынешних условиях (условиях деградации и упадка) чистый вывоз за пределы страны свыше 362 млрд долларов, из которых 154,9 млрд долларов составил незаконный вывоз капитала в рамках фиктивных внешнеэкономических операций, а 44,1 млрд - вывоз откровенно криминальных активов, стал восприниматься как благо для России.

"Это некий балансирующий поток, он убирает с экономики ликвидность, которую экономика не может переварить. Это на первый взгляд плохо. Но что здесь плохо: факт, что деньги уходят, в отдельно взятом контексте. Но если посмотреть на ситуацию целиком, то при том состоянии развития российской экономики, которое есть, если бы эти деньги не уходили, был бы перегрев", – пояснил Алексей Моисеев.

Да, безусловно, если посмотреть на проблему бегства капитала и трансграничного перемещения активов с точки зрения мировой экономики и международной валютно-финансовой системы, то, действительно, никаких проблем и трудностей не существует. С точки зрения глобальной экономики, нет ничего предосудительного в том, что капитал покинул Россию и направился, скажем, в оффшорные гавани (Кипр, Гибралтар, остров Джерси и т.д.) или фешенебельные страны (США, Франция, Великобритания и т.д.). Да, он сменил прописку, но, тем не менее, остался в рамках международной финансовой системы.

Более того, с точки зрения коммерческой эффективности и узкоутилитарного подхода, в вывозе капитала из России даже есть определённые преимущества – капитал ищет наиболее эффективные способы приложения с целью максимизации прибыли. Но, судя по всему, российским либералам неведом национально ориентированный подход.

Напомним, что в конце сентября текущего года другой альтернативно одарённый замглавы Минфина – Сергей Сторчак – категорично потребовал прекратить все разговоры в СМИ об "оттоке капитала". Согласно его логике, то, что мы наблюдаем, на самом деле является самым обычным движением капиталов и отражает нормальную банковскую практику. "Я не вижу никаких признаков для того, чтобы начался вывод средств из Российской Федерации. То, что сплошь и рядом называют оттоком капитала, является возвратом средств по ранее полученным кредитам. Я не вижу никаких признаков бегства, идет нормальная банковская практика, – пояснял Сторчак. – Идет перевод денежных средств, и все. Выводится валютная выручка на Запад, корпорации размещают свои активы".

Если, по мнению Сторчака, в настоящий момент нет никакого вывоза капитала, то получается, что не было и его притока в докризисные годы. В таком случае и Минфин, и его непосредственное высокое начальство в Кремле постоянно лгали своему населению про приток иностранного капитала, в составе которого на долю кредитов и займов приходилось порядка 75-90% притока капитала. А удельный вес иностранных кредитов и займов в структуре иностранных инвестиций подскочил с 45% в начале 2000-х годов до практически 90% по итогам 2011 года.

Тогда получается, что Минфин просто-напросто втягивал Россию в долговую кабалу и под красивые лозунги об "иностранных инвестициях" подсаживал экономику на иглу внешних займов. К чему это приводит, прекрасно продемонстрировал кризис 2008-2009 годов, когда стратегически значимые предприятия оказались на грани банкротства и чуть не перешли в руки иностранных кредиторов.

Владислав Жуковский


Источник: "Накануне".

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.