Д. Рогозин «Мы живем в хищном лесу, где идет борьба за ресурсы...»

Д. Рогозин «Мы живем в хищном лесу, где идет борьба за ресурсы...»
Со времени состоявшегося в декабре минувшего года назначения на должность вице-премьера Дмитрий Рогозин стал одним из наиболее активных ньюсмейкеров в российском правительстве. За короткий срок Д.Рогозин посетил предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в Ижевске, Туле, Воронеже, Ульяновске, Казани, Борисоглебске, Новосибирске, не говоря уже о московских и подмосковных оборонных заводах и НИИ, выступил перед учеными Академии военных наук и Сибирского отделения РАН, сделал несколько энергичных заявлений.
Суть его выступлений - масштабные планы восстановления отечественного ОПК, дабы, как заявил Д. Рогозин в Туле, российская армия смогла «бряцать современным оружием, и только тогда не будет войны». При этом он отклонил любые алармистские комментарии, пояснив: «Мы живем в хищном лесу, где идет борьба за ресурсы, и Россия не должна стать мишенью, жертвой этой борьбы».

Д. Рогозин пришел на пост вице-премьера по оборонно-промышленному комплексу с поста главного военного представителя РФ при Североатлантическом альянсе. Если в переговорах с натовцами за его спиной незримо стоял весь оборонный потенциал страны, за который отвечали другие люди, то теперь именно он – заместитель Председателя Правительства России, председатель Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации – в первую очередь ответственен за состояние этого потенциала. Дел же на этом важнейшем для обеспечения национальной безопасности РФ направлении – невпроворот.

Следует всячески поддержать убежденность Д.Рогозина в том, что во главу планов восстановления отечественного ОПК должна быть поставлена наука. Выступая в новосибирском Академгородке, он подчеркнул, что без принятия безотлагательных мер в области оборонной фундаментальной науки Россия рискует получить существенное отставание, в первую очередь, по таким направлениям, как электронная компонентная база, устройства для наведения высокоточного оружия, лазерные системы, гиперзвуковые технологии и разработка источников сверхширокополосного электромагнитного излучения.

Все более зримым становится облик агентства по стратегическому планированию для оценки угроз национальной и технологической безопасности России, которое создается по инициативе Д. Рогозина и будет действовать под эгидой Научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. Агентство задумано как российский аналог американского Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA), его функции будут заключаться в оценке развития ситуации в мире в области безопасности, определении рисков и угроз национальной обороноспособности и технологической независимости России на 25-30-летнюю перспективу. «Она (эта структура) должна выступать как такой научно-исследовательский хищник, выхватывающий наиболее интересные, самые прорывные и самые рискованные для частного бизнеса идеи», – определил Д. Рогозин специфику нового агентства, отвечая на вопросы журналистов в ходе рабочей поездки в Новосибирск.

Вице-премьер также высказывается против массовых закупок вооружения и комплектующих за рубежом. Во-первых, возникает зависимость от иностранных поставщиков в оснащении собственной армии. Во-вторых, из-за этого Россия в рамках военно-технического сотрудничества с другими странами нередко наносит ущерб себе. Производя хорошую технику, востребованную за рубежом, но не обладая всем технологическим рядом, она вынуждена прибегать к помощи извне. Например, на российскую бронетехнику часто устанавливаются тепловизоры французского производства, а потом такой продукт продается за рубеж. «Это невыгодно, – считает Д. Рогозин. – Выгодно иметь продукт "под ключ" и продавать его».

Вице-премьер определил и главную точку приложения сил – «глубочайшую модернизацию» предприятий ОПК. К 1 марта текущего года на утверждение Кабинета министров будет внесен проект федеральной целевой программы по развитию ОПК в объеме 3 трлн. рублей. Эти средства выделяются в дополнение к тем, которые планируется затратить на закупки военной продукции в рамках государственной программы вооружения (ГПВ) до 2020 г. Напомним, что, как было заявлено в конце прошлого года, общая сумма расходов на ГПВ на ближайшие 10 лет составит до 22,5 трлн. рублей, из которых на оснащение Вооруженных сил РФ вооружением, военной и спецтехникой в 2012 г. будет направлено более 1,1 трлн.

Однако такой реформе ОПК, о которой говорит Д.Рогозин, во многом противодействует инерция прошлого, и с этим новому председателю Военно-промышленной комиссии ещё предстоит иметь дело. Например, заявлено, что к концу года будет разработан аванпроект авианосца, после чего корабелы приступят к его закладке. Между тем строительство авианесущих кораблей в госпрограмму вооружений России на 2011-2020 гг., утвержденную в прошлом году, не заложено. Сообщается также, что в ГПВ будет внесено еще одно серьезное изменение: вместо восьми планируется закупка десяти ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 «Борей». Многие эксперты относятся к таким масштабным планам строительства боевых кораблей для ВМФ скептически. Так, бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов заявил буквально следующее: «…за 20 лет Россия не построила ни одного крупного корабля или подводной лодки. Доделывали лишь то, что оставил на стапелях Советский Союз». Так что слова о «глубочайшей модернизации» потребуется подтверждать делами очень быстро.

Есть и более серьезные препятствия на пути реализации заявленных планов. Назовем лишь два.

Первое – технического и технологического свойства: мы имеем в виду отсутствие в РФ собственного производства элементной базы. Слишком много комплектующих страна получает из-за границы. А что из этого выходит, своей драматической судьбой продемонстрировал космический аппарат «Фобос-Грунт». Автоматическая межпланетная станция (АМС) состояла из 95 тыс. микросхем, 62% из которых не должны были использоваться в космической отрасли. Результат – первая за 15 лет российская АМС, предназначенная для доставки образцов грунта со спутника Марса, стоимостью в 5 млрд. рублей, не вышла на заданную орбиту и рухнула в океан. Похожая картина – и с военной техникой.

Есть и еще один настоятельный побудительный мотив к созданию своей элементной базы — кибербезопасность с точки зрения обороны. В США создано специальное киберкомандование, где отрабатываются действия не только по открытым сетям, в частности по противодействию вирусам, но и закладки специальных программ в оборудование, в элементную базу. В том числе и поставляемую в Россию.

Д. Рогозин видит грозящую опасность. Однако проблему не решить в один приём. Она носит системный характер. После многих лет упадка и деградации ОПК ряд технологий утрачены или устарели, высок средний возраст сотрудников оборонных НИИ и заводов, не хватает простейшего - квалифицированных рабочих массовых специальностей.

Препятствие второе. Имя ему – коррупция. С болью думаешь о том, что как минимум 20% от дополнительных 3 триллионов рублей, обещанных вице-премьером на развитие ОПК, сразу же осядет на личных счетах руководителей разного масштаба. И это – не фантазия автора: заместитель генпрокурора РФ – главный военный прокурор Сергей Фридинский на днях заявил, что из выделенных на оборонку огромных государственных денег крадется каждый пятый рубль.

В 2011 г. году военные прокуроры выявили почти 3 тыс. правонарушений в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ). На преступников «работают» несовершенство законодательства, разбалансированность системы контроля и финансирования, нечистоплотность коммерсантов. Подлоги и фиктивные отчеты за якобы выполненные работы, «откаты» при реализации госконтрактов – все это в арсенале мошенников.Из года в год на цели обороны выделяется всё больше денег, а успехи, мягко говоря, невелики. Главный военный прокурор подчеркнул, что в результате коррупции гособоронзаказ в одних случаях исполняется плохо, а в других – вообще не исполняется. Однако, по его мнению, все участники сделок довольны, благодаря откатам: «Заявлений никто никаких не пишет, исков не заявляет, показаний не дает».

В конце января свой отчет о проверке предприятий, ответственных за исполнение государственного оборонного заказа 2011 г., обнародовала Федеральная служба по оборонному заказу («Рособоронзаказ»). В общей сложности были проведены 257 проверок, по результатам которых ведомство обнаружило экономические нарушения на сумму в 25 млрд. рублей. Если учесть, что финансирование ГОЗ в прошлом году составило 870 млрд. рублей, нетрудно посчитать, какой процент приходится на хищения и коррупцию. Тут потребуются не только увеличение военного бюджета и поддержка науки, но и другие меры. Они давно назрели. Фронт военной грозы, зародившейся на Ближнем Востоке, уже движется вглубь Евразии…

Юрий РУБЦОВ
Доктор исторических наук, профессор Военного университета Министерства обороны РФ



Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.