Есть только МиГ...

Есть только МиГ...Сигнал о спасении МиГ-31 поступил еще в 2012 году. Тогда единственный завод "Сокол", который занимался производством этого летательного аппарата, сообщил о приказе сверху убрать технологические линии для МиГа, простоявшие в бездействии с 93 года, когда производство истребителей-перехватчиков было внезапно остановлено. Приказ "покончить с МиГом" объяснялся тем, что двигателей для этого аппарата больше нет, и не будет. Как оказалось позже, в ОАО "Авиадвигатель", под чьей крышей и создавались двигатели для легендарного самолета, сообщили, что двигателей хватит еще на 300 самолетов, если не больше, и все они находятся в очень хорошем состоянии. По словам экспертов, наличие двигателя составляет 1/3 от стоимости боевого комплекта. "Птичка есть", как говорят профессионалы, а остальное можно доработать, и это будет дешевле, чем создавать новый самолет.

Накануне комитет Госдумы по обороне провел парламентские слушания на тему возобновления производства МиГ-31 в модифицированной форме. На мероприятии присутствовало 22 депутата и около 90 приглашенных гостей из Правительства, министерства обороны, представители авиастроителей, а также летчики-испытатели.

Открывая слушания, лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов напомнил собравшимся, что Президент России Владимир Путин недавно заявил, что необходимо потратить на поддержку авиации 5 трлн рублей. "Это очень большие деньги, и очень важно, чтобы они пошли куда надо", - отметил Зюганов. Он напомнил, что Россия создала когда-то одну из лучших авиационных баз, а на 15 заводах в свое время производили 1500 летательных аппаратов.

"Только Казанский авиационный завод мог строить 50 Ту-160 и Ил-62, за последнее время он никак не может собрать пару самолетов, хотя они могут блестяще работать. Ил-86, который собирался на Воронежском заводе, был лучшим большефюзеляжным самолетом. За 30 лет эксплуатации он ни разу не упал с пассажирами. Таких фирм больше в мире нет. Это была одна из самых безопасных машин", - подчеркнул лидер коммунистов.

"Эта проблема сегодня вышла на первый план не только потому, что необходимо развивать нашу отечественную авиацию, но и крайне важно сохранить многие технологичные цепочки, без которых невозможен прорыв в будущее. Наш самолет Т-52 вспорхнул, но так и не стоит на полноценном конвейере", - добавил он.

"Я бы очень хотел, чтобы обсуждение этой проблемы на наших слушаниях дало новый толчок поддержки авиации и реализации той программы, которую обещал запустить на поток Президент, направив на эти цели 5 трлн рублей", - отметил Зюганов.

"Я заинтересован в том, чтобы с этими деньгами не случилось то, что случилось с огромными ресурсами, которые вкачивались в военно-промышленный комплекс под руководством Сердюкова, а теперь мы не знаем, как разобрать все эти завалы и коррупционные схемы, по которым утекли гигантские народные средства, направленные на безопасность", - заключил Зюганов.

В свою очередь глава комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов отметил, что контроль воздушного пространства на малых высотах осуществляется лишь на 33% территории страны, а на больших высотах – на 51%. Между тем, в последние годы существенно возросла военная опасность со стороны США и других стран НАТО. В частности, приближается военная инфраструктура к границам России, создается противоракетная оборона, развертываются стратегические неядерные системы высокоточного оружия, и планируется "широкомасштабная милитаризация космического пространства".

Главной задачей МиГ-31 является перехват цели на дальних расстояниях. Безвозвратно потеряв МиГ-31, Россия потеряет то, что нужно для военно-космической обороны сейчас, а не тогда, когда будет "придумано что-то новое", говорят в комитете по обороне.

"Сейчас российские ВВС активно перевооружаются - самолет пятого поколения ПАК ФА, самолет Су-35С, Су-27СМ3, МиГ-31БМ, способный действовать в ближнем космосе. России нужна современная авиация для воздушно-космической обороны. Возобновление производства самолета-перехватчика МиГ-31БМ – это не конкуренция Су-35, а дополнение достоинств и устранение недостатков двух непревзойденных самолетов современной России. Таких самолетов было выпущено 500 единиц, сейчас их осталось не более 120. И пусть в середине 90-х его производство свернули, этот самолет до сих пор превосходит, и в ближайшие 10 лет будет продолжать превосходить зарубежные аналоги по многим параметрам", - сказал он.

Присутствовавший в Госдуме главнокомандующий ВВС России Виктор Бондарев оказался чуть ли не единственным, кто заявил о неразумности вложения нескольких десятков миллиардов рублей в старый самолет, когда эти же деньги, по его словам, можно пустить на создание супернового аппарата.

"ВВС ни на одну йоту не против этого самолета. Этот самолет нужен Военно-воздушным силам, летчики его любят и с удовольствием на нем летают. Но, к сожалению, как все в этом мире, он имеет тенденцию к старению. Идея, которая была воплощена в этом самолете, морально и физически устарела. По предварительным данным, 15 млрд рублей уйдет у нас только в заводы на восстановление МиГ-31, самолетчики хотят 10 млрд рублей, и это не считая станков, которые потребуются для сборки самолета. Чтобы довести его до уровня современного, необходимо произвести опыт и заменить то оборудование, которое на нем стоит – прежде всего, это навигационное оборудование, система вооружения, станция и т.п. Такой опыт обойдется еще в 20 млрд рублей. Итого, по предварительным подсчетам, на воссоздание МиГ-31 потребуется 50 млрд рублей. Эти же деньги можно будет вложить в создание суперсовременного самолета, который, может быть, будет решать задачу в три раза лучше, чем МиГ-31", - заявил Бондарев.

Он также отметил, что проблема незащищенности северных российских границ заключается не в нехватке самолетов, а в численном недокомплекте армии.

"Поймите, ни одна страна в мире, ни США, ни Китай, ни Россия не смогут защитить себя от нападения друг на друга. У нас Север открыт не потому, что МиГ-31 нет, а потому что у нас армия 1 млн человек. Чтобы закрыть все это дело, давайте увеличим до 2 млн, если есть силы и средства", - добавил Бондарев. Он рассказал, что заявленная для МиГ-31 скорость в 2,83 Мах на сегодня недостижима. "Самолет летает со скоростью 1,5 Мах. Не выдерживает стекло", – сказал он.

Кроме того, по его словам, необходимо менять бортовую цифровую базу МиГа, созданную еще в 60-х годах. Для ее замены нужны опытно-конструкторские работы. "Мы будем модернизировать МиГ в том варианте, в котором он нужен ВВС", – заявил он.

А дальше – и вовсе удивил собравшихся. По словам Бондарева, по заказу ВВС уже начата разработка нового истребителя-перехватчика для замены МиГ-31. Новый самолет должны создать до 2020 года и до 2028 года заменить существующий парк устаревших истребителей МиГ-31.

Выступавшая следом заместитель председателя комитета по обороне, летчик-космонавт, дважды герой СССР Светлана Савицкая раскритиковала главу ВВС.

"Складывается впечатление, что есть силы, которые имеют рычаги управления в авиапромышленности, особенно боевой, подспудно делают все, чтобы производство высокотехнологичного, лучшего в мире самолета не возобновилось", –сказала она. По поводу адаптации новых истребителей Су-35 и Т-50 к выполнению нынешней роли МиГ-31 ее замечания тоже были скептические.

"Товарищи, ну это же разные машины! Мы что, дети что ли? Одно дело – фронтовой бомбардировщик, другое – авиационный комплекс-перехватчик. Ну разные машины! Да, локаторы на Су-35 и Т-50 заложили новые, их можно использовать, но предназначены они для другого, – отметила она. – Дальность пуска ракет МиГ-31 – минимум 240 км, а у Су-35 какая, извините? 40 км. Вопросы есть? Что я, не права, командующий ВВС? Ну, значит, вы не знаете! Значит, на этих машинах не летали! А летчики-испытатели, которые летали на этих машинах, знают".

Знают больше и верят больше в модернизацию МиГ и конструкторы. О том, в каком состоянии на самом деле находятся двигатели МиГ-31, рассказал генеральный конструктор ОАО "Авиадвигатель" Александр Иноземцев. "Двигатель МиГ-31 намного мощнее того, что стоит на Су-27 и на Ми-29. Несмотря на отсутствие финансирования с 90-х годов, все это время мы обеспечивали сопровождение ремонта и решение вопросов эксплуатации двигателей. Эта система полностью функционирует. Вместе с Минобороны мы проанализировали весь имеющийся парк двигателей. Всего их было выпущено 1497 штук, сегодня в наличие 1231 двигатель (на каждый самолет ставится по два двигателя). Этот огромный ремфонд находится в отличном состоянии. Более облегченная версия этого двигателя летает на экспериментальном самолете "Сухого", модернизация его летает на самолете-разведчике М-17, ну а если говорить не о военной технике, то мы с "Газпромом" на базе этого двигателя сейчас запускаем машину для газоперекачки и производства электроэнергии", – заключил он.

Попытался успокоить собравшихся и Александр Карезин, генеральный директор ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", на базе которого и производился МиГ-31. По его словам, несмотря на отсутствие финансирования, все технические возможности для возобновления производства самолета есть. "Дайте денег и заказ, и приступать можно хоть сегодня", - сказал он.

"Авиастроительный завод Сокол – это единственный изготовитель этого самолета. Мощности на заводе развиваются, идет модернизация конструкции производства, технологичные цепочки, которые способны производить самолет МиГ-31, сохранены. При определенных временных и финансовых затратах мы при поставленных задачах будем способны производить данную авиационную технику", - пообещал Карезин.

Вообще, вопрос, как оказалось, стоит не только в том, реанимировать МиГ или нет, а в том, чтобы создать научно-техническую базу в России, которая могла бы создать на платформе МиГ-31 совершенный истребитель-перехватчик. Об этом Накануне.RU рассказал генеральный директор ОАО "РСК" "МиГ" Сергей Коротков. "Одна из задач, которые не может решить никто, кроме МиГа – это перехват цели в высотных широтах. Навигация в высоких широтах очень специфичная и отличается от навигации на экваторе. И решить задачу на удалении при поражении малозаметной цели, такой как крылатая ракета, это сложная навигационная задача. Но ее мог решить этот комплекс. Поэтому сегодня стоит вопрос о реанимировании не самолета МиГ-31, как это буквально некоторые понимают, а о создании научно-технической базы в России, которая бы позволила на платформе МиГ-31 создать самолет, который был бы не хуже МиГ-31 и выполнял бы задачи, решение которых необходимо военно-воздушным силам или военно-космической обороне", - особо подчеркнул Коротков.

Он также добавил, что если все сложится удачно, и предложение найдет поддержку у российского Правительства, то модифицированный МиГ-31 взлетит в воздух уже через пять лет, а на создание одного такого аппарата уйдет около 1,5 млрд рублей.

В итоге участники слушаний приняли компромиссный вариант резолюции - рекомендовали Министерству обороны лишь сохранить имеющийся парк самолетов Миг-31 до принятия на вооружение новых подобных или лучших боевых машин. Кроме того, рекомендовано скорректировать госпрограмму вооружения 2011–2020 годов, с тем чтобы модернизировать систему управления вооружением всех оставшихся самолетов, средства наземного контроля, а также системы подвески для применения новых и разрабатываемых образцов крылатых ракет и других видов оружия.

Для справки:

Истребитель-перехватчик МиГ-31 был разработан в СССР в первой половине 1970-х годов. Самолет способен развивать скорость до трех тысяч километров в час, а его боевой радиус составляет 720 километров. Самолет вооружен шестиствольной пушкой калибра 23 мм с боекомплектом на 260 выстрелов, а также оснащен шестью точками подвески для ракет класса "воздух-воздух" разных типов. Группа из четырех МиГ-31 в зависимости от версии может контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 900–1200 километров. Модернизированные МиГ-31БМ способны обнаруживать цели на дальности до 320 километров и поражать их, приблизившись на 280 километров. Общее количество МиГ-31 разных версий на вооружении ВВС России составляет около 190 единиц. Производство истребителей-перехватчиков было прекращено в 1994 году, однако совсем недавно началась модернизация данных самолетов до версии МиГ-31БМ.

Автор: Анастасия Колесова

Источник: "Накануне".

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.