МВФ и ЕЦБ управляют российскими чиновниками. О поддержке Россией "стратегического" оффшорного партнера

МВФ и ЕЦБ управляют российскими чиновниками. О поддержке Россией "стратегического" оффшорного партнера Насколько можно судить, весеннее обострение российских высокопоставленных чиновников продолжается. Откровенный бардак творится на Кипре – сначала российские высокопоставленные чиновники, спасая "подвисшие" в оффшорной гавани активы, предоставили стране-банкроту, находящейся одной ногой в состоянии дефолта, заведомо не подлежащий возврату кредит на нерыночных условиях. А затем по совершенно не понятной причине, не спросив мнения не только рядовых граждан страны (народные референдумы в России пока никто ещё формально не отменял), но хотя бы свободных от либеральных догм экспертов, согласилось пойти на реструктуризацию выданного кредита.
По заявлению кипрского МИДа, власти страны согласовали продление срока кредита, выданного Кипру в 2011 году на два года (до 2018-го), и снижение стоимости его обслуживания с 4,5% до 2,5%. Министр финансов РФ Антон Силуанов ранее оценивал эти меры как эквивалент 10-процентному списанию задолженности Кипра.

Насколько можно судить, в правительстве вынуждены пойти на этот шаг сразу по нескольким причинам. Во-первых, на этом категорически настаивала пресловутая "тройка кредиторов" в лице МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссии, которая наотрез отказалась предоставлять финансовую помощь Кипру без достижения договорённостей с Россией относительно реструктуризации российского кредита. Имеет смысл напомнить, что именно в Вашингтоне, Брюсселе и Франкфурте-на-Майне было принято решение провести "стрижку баранов" - именно "тройка кредиторов" в качестве обязательного условия предоставления Кипру финансовой помощи потребовала от Никосии пойти на списание от 40 до 80% крупных банковских депозитов и вкладов в кипрских банков.

Принимая во внимание тот факт, что из 70 млрд евро, хранящихся на банковских счетах кипрских банков, как минимум 18-23 млрд евро приходится на вклады российских граждан, становится понятно, за чей счёт осуществляется спасение европейской периферии. Именно за счёт России и наиболее состоятельной части её общества международные финансовые организации, активно отстаивающие геоэкономические интересы экономически развитых стран и коммерческие интересы транснационального капитала и глобального бизнеса, намерены решить проблемы Еврозоны и удержать валютный союз от распада.

Под нажимом европейских и американских элит, правительство России согласилось продлить срок погашения кредита до 2018г., одновременно снизив практически в два раза ставку по кредиту - с 4,5 до 2,5 процентов годовых. Под такую ставку себе не могут позволить занимать не то что страны в дефолтном состоянии, но даже крупнейшие экономики Старого Света (не считая Великобритании, Германии, Франции и стран Бенилюкса).

Стоит напомнить, что в конце 2011г. Минфин выделил оффшорному "предбаннику" российской экономики 2,5 млрд евро под 4,5%, не потребовав никаких гарантий, залогового имущества и поручительств, что кредит будет возвращён. А уже спустя пару месяцев, весной 2012г., сам Минфин от лица России умудрился занять на внешнем рынке порядка 7 млрд долларов под 4,6%. Притом что сама Россия, несмотря на все структурные дисбалансы и архаичную структуру экономики, находится в несравненно лучшем финансовом состоянии, чем Кипр. В любой нормальной коммерческой организации или банке сотрудник, который кредитуют клиентов под более низкий процент, чем сам занимает на рынке капитала, в лучшем случае был бы с позором выгнан с работы. А скорее всего привлечён к административной и уголовной ответственности за растрату имущества и попытку хищения финансовых ресурсов.

Каким-то удивительным образом чиновники Минфина, рассуждающие о приоритетах налогово-бюджетной политики и признаваемые британскими банкирами "лучшими министрами финансов", умудрились "существенно недооценить финансовый риск" (именно в таком ключе объясняют свою "ошибку" в правительстве). Тогда как в начале 2012г. все три крупнейших международных рейтинговых агентства, не отличающиеся повышенной реакцией и даром предвидения (остаточно вспомнить, как они "проспали" ипотечный кризис в США), понизили суверенный кредитный рейтинг Кипра до уровня дефолта.

Предоставлять кредит стране, находящейся в подобном кризисном состоянии, равносильно самоубийству – в правительстве не могли не отдавать себе отчёт в том, что кредит возвращён не будет, а деньги российских налогоплательщиков сгорят.

Однако, насколько можно судить, российских бюрократов подобного рода вопросы интересуют мало – они осознанно бросили в костёр без малого 75 млрд бюджетных рублей, спасая банковские вклады и прочие финансовые активы российской "оффшорной аристократии".

По сути дела пролонгация кредита на 5 лет (до 2018г.) с одновременным практически двукратным снижением процентной ставки (с 4,5% до 2%) равносильно списанию приблизительно 10% от суммы предоставленного займа. Это был вынужден открыто признать даже глава Минфина Антон Силуанов – верный ученик и идейный сторонник Алексея Кудрина.

Другими словами, российские чиновники, хранящие свои главным образом незаконно заработанные деньги и приобретённые активы в фешенебельных странах Европы и в оффшорных гаванях, пошли на поводу у европейских и американских элит. Сначала они согласились на введение конфискационного по своей сути налога на банковские вклады российских граждан на Кипре, в результате чего были потеряны от 8 до 16 млрд евро. А теперь по указке из Вашингтона и Брюсселя готовы пойти на списание без малого 10% предоставленного Кипру займа. Финансово-политическим элитам США и Старого Света нравится решать свои проблемы за чужой счёт. И почему бы это не сделать за счёт "встающей с колен" России, чиновники которой (а также их активы и семьи) сами копают себе яму, вывозя награбленные финансовые активы в оффшоры в условиях/

Что касается потерь российской экономики от реструктуризации кредита Кипру, то они хоть и выглядят незначительными, однако являются вполне осязаемыми и чувствительными для находящейся в бедственном положении социальной сферы. По сути дела речь идёт о списании 10% долга, т.е. 250 млн долларов. Это эквивалентно 7,5 млрд рублей. Принимая во внимание бедственное положение в экономике и финансовой системе Кипра (размер ЗВР страны сжался с 1 трлн до 870 млрд долларов только за последний год), это только "первая ласточка" - основные потери ещё впереди.

"Тройка кредиторов" постоянно ужесточает условия предоставления финансовой помощи (уже появились слухи о продаже нескольких десятков тонн из золотого запаса Банка Кипра), а Кипр всё глубже скатывается в кризисное состояние. В этой ситуации вполне вероятно, что вслед за первой реструктуризацией российского долга последует вторая и третья программы пересмотра условий кредитования, в результате которых Россия потеряет до половины от всей стоимости предоставленного займа.

В связи с тем, что процесс этот будет растянут во времени, а Минфин будет рефинансировать предоставленные займы, не допуская реального дефолта, это позволит снизить общественный интерес к данному вопросу. К слову сказать, именно такой тактики поведения (избегания огласки) придерживался Минфин в 2000-е годы, когда правительство списало слаборазвитым и развивающимся странам (Ираку, Афганистану, Алжиру и т.д.) в общей сложности 95-100 млрд долларов задолженности.

Возвращаясь к вопросу о "цене вопроса". Прямые убытки России уже сегодня составили 7,5 млрд рублей, а потенциально могут подняться до 50-75 млрд в перспективе 3-5 лет. Для сравнения, по итогам всего 2012г. из федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства было выделено 148,8 млрд рублей, на водное хозяйство - 21,9 млрд, на лесное хозяйство - 29,7 млрд, на развитие связи и информационных технологий – 41,3 млрд, на воспроизводство минерально-сырьевой базы – 29,7 млрд, на святая святых (т.е. ТЭК) - 107,8 млрд, а на исследование и использование космического пространства было выделено 32,9 млрд рублей.
В том же 2012г. из федерального бюджета на охрану окружающей среды было выделено менее 22,5 млрд рублей, на дошкольное образование – 7 млрд, на общее образование - 89,6 млрд, на санитарно-эпидемиологичекие мероприятия - 13,3 млрд, а на заготовку и хранение донорской крови было выделено менее 6,7 млрд рублей.

Другими словами, уже сегодня, если бы высокопоставленные чиновники вместо спасения Кипра и находящихся в кипрских банках счетов российских миллиардеров и бюрократов решили помочь нуждающимся в донорской крови гражданам России, можно было в два раза нарастить расходы федерального бюджета на развитие донорства.

По большому счёту, все это должно было бы привлечь внимание Счётной Палаты, Следственного Комитета, Генеральной Прокуратуры и прочих правоохранительных органов. По всей видимости, речь идет о фактах нецелевого использования бюджетных ресурсов и целенаправленного предоставления изначально не подлежащего возврату кредита на нерыночных условиях находящейся на грани банкротства стране по решению узкой группы чиновников.

Конечно, предоставление кредитов на льготных условиях – дело не новое. Как правило, они предоставляются странам, с которыми развивается стратегическое партнерство. Тем более странно видеть "стратегического партнера" в лице оффшорного государства. И данном случае долги третьих стран перед Россией списываются по указке из Вашингтона и Брюсселя ("международное сотрудничество" и "помощь бедным" в деиндустриализированной России с бедным в большинстве своём населением в качестве объяснения не принимаются). Сложно объяснить подобного рода "финансовые пируэты" иначе как коррупционными мотивами и спасением счетов российских миллиардеров и самих чиновников.

Автор: Владислав Жуковский

Источник: "Накануне".

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.