На выборах в Ярославле победил кандидат от оппозиции Урлашов

На выборах в Ярославле победил кандидат от оппозиции Урлашов
Выборы мэра в Ярославле закончились небольшой сенсацией. Вопреки пессимистичным прогнозам, во втором туре победил оппозиционер и самовыдвиженец Евгений Урлашов. Как заявил «Интерфаксу» председатель горизбиркома Андрей Бурьяноватый, Урлашов лидирует практически с двукратным отрывом. Оппозиционер получил 67,5 процента голосов, тогда как за единоросса Якова Якушева проголосовали 29,3 процента избирателей.

Как уточнил Бурьяноватый, так выглядят результаты по состоянию на 22.00 по Москве. Пока обработаны бюллетени всего с шести участков Фрунзенского района Ярославля – из 269 избирательных участков города.

Напомним, скандальные выборы в Ярославле контролируют свыше тысячи наблюдателей, в том числе представители различных общественных организаций из Москвы. В первом туре Урлашов набрал 40,25 процента голосов, а Якушева подержали чуть больше 27 процентов избирателей. Что принципиально, господин Урлашов не принадлежит к какой-либо партии, однако его поддерживают местные отделения «Яблока», «Справедливой России», КПРФ, «Патриотов России», а также бывший кандидат в президенты, олигарх Михаил Прохоров.

Что означает победа Урлашова, рассуждает ведущий эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров.


– Николай Владимирович, чем важна победа независимого кандидата в Ярославле?

– Это событие не просто знаковое. Это и очень позитивный сигнал для той части протестовавших и активно наблюдавших за выборами, которые включились в ярославскую кампанию. Думаю, теперь этот опыт будет тиражироваться. Я имею в виду ситуацию, когда в качестве наблюдателей в регион едут граждане из Москвы, Питера, соседних областей.

В самой Ярославской области скоро будут выборы губернатора. Очевидно, что нынешний глава региона Сергей Вахруков не сможет выступать сильным кандидатом. В этом смысле, политическое развитие нынешней ситуации интересно и для судьбы самого региона.

Повторюсь: это сильный позитивный сигнал. Он – это важно – демонстрирует и достаточно осторожную позицию Кремля. Кремль не пошел на то, чтобы по просьбе региональной администрации убрать Урлашова под каким-то предлогом. Думаю, это сделано из опасений, что гражданская активность, которая была сегодня конструктивной, выплеснется в виде протеста на улицы.

Мне кажется, в этом заключается главный урок ярославских выборов: активность граждан приводит к позитивным последствиям. Кремль в этой ситуации предпочитает осторожность и диалог, а не конфронтацию.

– Означает ли урок, что политическая активность сегодня полостью сместилась на муниципальный уровень, и что Кремль на этом уровне готов пустить ситуацию на самотек?

– Не думаю, что Кремль готов что-то пускать на самотек. Другое дело, он действительно на муниципальных выборах не в состоянии полностью контролировать ситуацию. Хотя выборы мэра областного центра – это очень высокий уровень. В отсутствии прямых выборов губернаторов это самые высокие выборы, за исключением федеральных, которые жестко контролируются.

Ярославль – одна из первых ласточек этого процесса. Напомню, что мы уже имели выборы, на которых победили оппозиционные кандидат, – и в Черн6оголовке, и в Тольятти, и в Москве на муниципальном уровне.

И как только центр разрешит выборы губернаторов, волна побед оппозиции над кандидатами от партии власти пойдет очень широко.

– Вы считаете, на выборах губернаторов тоже будут побеждать оппозиционеры? Там же останется пресловутый президентский фильтр?

– Прежде всего, внесем ясность. Законопроект о прямых выборах губернаторов Госдума намерена принять в апреле. Но проблема в том, что должны быть разработаны и соответствующие региональные законы. Поэтому одно дело принять федеральный закон, и другое – когда он реально вступит в силу. Поэтому, боюсь, первые выборы глав регионов не смогут состояться нынешней осенью, как это обещал Владимир Путин.

Впрочем, такая задержка не решает для Кремля проблему выборов губернаторов. Между тем, вопрос стоит серьезно. В России есть значительное число крайне важных регионов, в которых власть действующего губернатора-назначенца слаба и неэффективна, и где никаких вариантов борьбы за сохранение этой власти быть не может.

Кроме того, сейчас будет создан опасный прецедент в процессе выборов глав региона. Пермский губернатор Олег Чиркунов объявил, что как только закон подпишут, он подает в отставку, и что сейчас в Перми идет подготовка соответствующего регионального закона. Поэтому вполне возможно, что первые выборы губернаторов пройдут не в Нижнем Новгороде, как предполагалось по графику, а в Пермском крае.

– Какие это будет иметь последствия?

– Это послужит мощным толчком, чтобы и в других регионах нарастало давление на действующую власть в части требования выборов губернаторов, в том числе досрочных. Мне кажется, сегодня не до конца учитывается, что в отличие от ситуации 2005-2008 годов, когда новая система назначения глав регионов очень постепенно начинала работать (сперва истекал срок полномочий избранного губернатора, после этого назначался новый), движение в обратную сторону будет лавинообразным. Думаю, Кремлю не удастся удержать ситуацию от того, чтобы люди потребовали выборов мэра Москвы, Петербурга и других крупных регионов.

Между тем, именно в этих регионах сосредоточен основной протестный потенциал. И ярославские выборы, и в дальнейшем пермские, сыграют роль катализатора для того, чтобы этот процесс быстро пошел вглубь.

– Если «Единая Россия» начнет серийно проигрывать – и на муниципальных выборах, и на губернаторских – что будет делать центральная власть?

– Давайте еще уточним. Когда мы говорим о проигрыше «Единой России» в Ярославле, мы должны понимать, что Урлашов (который, видимо, побеждает) – это в свое время кандидат «Единой России», а Якушев (который проигрывает) – это местный олигарх, которого поддержала региональная власть, но который нигде особо не заявлял, что связан с «Единой Россией».

Возможность маневра тут есть и до, и после выборов. В ситуации, когда оппозиционный кандидат побеждает – а это уже случалось в Волгограде и Иркутске – власть просто-напросто быстро принимала победителя в партию «Единая Россия». В дальнейшем, в партийной отчетности, такой свежеиспеченный единоросс фигурировал чуть ли не как победа партии.

Сейчас, правда, такая комбинация будет немного затруднена из-за подпорченного имиджа партии власти. Но остается возможность, что в «Единой России» появится федеральная фракция, или даже партия власти разделится на две части, – и интегрировать победителя будут уже в оппозиционную часть «Единой России». Это возможно и легко реализуемо. В этом случае образуется перспектива нормальной, постепенной эволюции, а не революционной смены власти.

– Это плохо или хорошо?

– Это нормально и хорошо. «Единая Россия» сама должна меняться, ее кандидаты должны становиться более сильными и более самостоятельными. Это, я думаю, лучше, чем расчет на то, что всех кандидатов от «Единой России» прогонят, а на их место придут юные, эффективные и чистые кандидаты от других партий…



Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.