Снижение зарплат чиновникам на 10% - имитация Сплочения с народом

Снижение зарплат чиновникам на 10% - имитация Сплочения с народомЭкономический спад подступает все ощутимее, Минфин подготовил свои поправки к бюджету и требует сократить расходы больше, чем на триллион рублей. На этом фоне, президент Владимир Путин начинает экономию "с себя" и "срезает" зарплату сотрудникам Администрации президента на 10%. Очевидно, что за национальным лидером должна последовать и вся вертикаль государственной власти. Другой вопрос: к чему приведет такое сокращение? Вряд ли этими деньгами можно будет залатать дыры в бюджетах. Но больше всего, учитывая уже произошедший "антикризисный" осенний рост зарплат чиновников, это напоминает акцию успокоения, а для реальной экономии стоит сократить и доходы топ-менеджеров госкорпораций.
На днях Путин на оперативном совещании Совбеза РФ заявил, что сократил зарплаты сотрудников АП на 10%. Эта мера призвана снизить затраты на содержание бюрократической структуры, а заодно, дать сигнал по всей вертикали о том, что стоит сделать так же. Так, уже стало известно, что члены Совета Федерации решили сократить себе зарплату на 10%.

Однако, в первом приближении такие манипуляции выглядят, как распродажи в дорогих магазинах, где перед тем, как сделать скидку на 10%, цену поднимают на 15-20%. Получается – и покупатель доволен, что сэкономил, и продавец не продешевил.

Согласно последним опубликованным данным Росстата, зарплата большинства государственных структур выросла осенью, и отнюдь не на 10%. Суммарно, рост зарплат с 1 сентября по конец декабря поднял среднюю зарплату по всем ветвям власти с 96,5 тыс. руб. до 109,1 тыс. руб. Особенно показательно было осенне-зимнее повышение заработных плат в исполнительной власти, где средняя заработная плата на конец года выросла за квартал с 88,2 тыс. руб. до 100,9 тыс. руб. При этом федеральному правительству пришлось даже немного, но увеличивать штат.

Наиболее "конкурентоспособной" называют зарплату именно в Администрации президента, а также в аппарате правительства: оба ведомства с сентября по декабрь 2014 года индексировали свои средние заработные платы, Администрация президента – примерно на 10% к уровню сентября, до 243,4 тыс. руб. (на конец года работало 1730 человек), аппарат правительства (1390 человек) повысил зарплаты с 200 тыс. до 249 тыс. руб.

В некоторых, особенно, в новых ведомствах зарплата выросла не менее существенно. Например, в Минвостокразвития зарплата выросла с 112 тыс. руб. до 155 тыс. руб. Рекордсменом роста оказалось Министерство по делам Крыма, где средняя зарплата выросла более, чем в три раза – с 40 тыс. руб. до 127 тыс. руб.

"Это [решение Путина о снижении зарплаты], безусловно, сигнал, потому что умный чиновник в регионе всегда подражает чиновнику в центре. О том, что это принесет значимые деньги, я бы говорить не стал. Это принесет деньги незначительные. Ими можно будет, в лучшем случае, закрыть несколько дырок, но они не позволят стабилизировать ситуацию или сколь-нибудь заметно смягчить бюджетный кризис. Это хороший пиар, он хороший, но нужно понимать, что это не более, чем пиар", – прокомментировал инициативу экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Справедливости ради, стоит сказать, что в ряде регионов в последние месяцы и без этого был объявлен курс на сокращение госрасходов. В середине декабря 2014 года свердловский губернатор Евгений Куйвашев подписал указ, по которому сокращает собственную зарплату с 215% оклада до 198%, и рекомендовал сократить расходы на правительство области. Председатель регионального правительства Денис Паслер подчеркнул спустя несколько дней, что зарплатный фонд министерств действительно будет сокращен, и предложил задаться этим вопросом депутатам заксобрания.

Губернатор Курганской области Алексей Кокорин в конце прошлого года отказался от всех льгот, которые государство предоставляет главе региона, среди них - единовременная денежная выплата на санаторно-курортное лечение, возмещение губернатору и членам его семьи расходов по проезду к месту проведения отпуска и обратно, а также единовременная выплата в случае отставки по собственному желанию. Также он заявил о сокращении 15% государственных служащих в области, которых набралось более 500

Уже в феврале губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин подписал указ о сокращении госрасходов на 20%. Речь идет о сокращении расходов на материально-техническое, транспортное обеспечение, командировочные и прочие расходы, а также о сокращении объема денежного вознаграждения и содержания работников органов госвласти. Отметим, что Ямал – один из регионов, которые наиболее часто попадаются "на глаза" ОНФ в связи с высокими расходами на госуправление. Более того, несмотря на заданный Кобылкиным курс, регион не отказывается от резонансных госзакупок.

В Челябинской области бюджет 2015 года верстался с учетом 9%-ного сокращения госрасходов. Как отмечают в регионе, Борис Дубровский с самого назначения на пост главы региона в январе прошлого года взял курс на жесткую оптимизацию кадрового состава и зарплат чиновников.

Уже после слов Пескова об АП губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявил, что готов урезать себе зарплату на 10%.

Обсуждают снижение зарплат и депутаты Госдумы – они готовы лишиться 10, а некоторые фракции – 11% своих доходов.

Есть, впрочем, и те, кто имеет другое мнение. Например, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил, что получает 2 млн руб. в год, и не считает свою зарплату высокой, а потому и урезать ее не собирается.

Хотя, в целом, эти действия выглядят как пиар, причем даже не очень сильный, как реклама намерений, которые не принесут ощутимой пользы бюджету, и никак не отразятся на повседневной жизни чиновников.

"Предложение сократить зарплаты чиновникам на 10% и как акция успокоения и даже пиар – крайне, просто неприлично слабенький. Все знают, что кроме госчиновников, более важные люди сидят у нас на госсобственности. А там они получают в десятки и сотни раз больше, чем госчиновники. То есть, если что-то сокращать, то сокращать нужно прежде всего необоснованные сверхдоходы топов, руководителей госкорпораций, полугосударственных корпораций. Во-вторых, просто нужно возвращаться в лоно современной цивилизации, вводить нормальную прогрессивную шкалу налогообложения, при которой 90% населения не стало бы платить больше, чем сейчас, а может быть, и меньше, а верхние 10%, а особенно верхние 5-3-1% стали платить в несколько раз больший удельный процент от своих доходов. Причем, не только от зарплаты, но от всех доходов, это было бы серьезно. То, что делается сейчас – это даже не пиар, а что-то слабое и недостойное", – сказал экономист, бывший зампред Счетной палаты Юрий Болдырев.

Отметим, что до последнего времени доходы глав крупнейших госкорпораций не публиковались, как декларации о доходах госслужащих. Однако, недавно такие госкорпорации "Сбербанк" и "Роснефть" "раскололись" и указали порядок зарплат топ-менеджмента. Не углубляясь в детализации, пресс-службы двух компаний сообщили, что суммарный доход двух десятков топ-менеджеров превысил 5 млрд руб. в год.

"Когда я был зампредом Счетной палаты, я выступал публично и предъявлял данные, что один только Центральный банк страны в конце 1990-х израсходовал за год на свое самообеспечение больше, чем было истрачено на все госуправление – не только на зарплаты, но и на машины, медобслуживание и т.д., то есть, строго говоря, зарплаты госчиновников являются каплей в море, если мы говорим только о госчиновниках, и не говорим о "Газпроме", Центробанке и далее, там очень длинный список. Это просто настолько недостойно обсуждения, что не о чем даже говорить", – считает Болдырев.

С другой стороны, не исключено, что благой посыл, исходящий от президента, будет "верно" истолкован в регионах, которые начнут сокращать "мертвые души" и с блеском отчитываться о достигнутых показателях.

"Бюрократическая система, когда ее реформируют и ужимают, она в итоге разрастается. В лучшем случае, я думаю, это будет сокращение всех бюрократических структур за счет незанятых ставок. В любой бюрократической структуре есть ставки, на которых уровень доходов примерно совпадает с уровнем доклада, где мало премий и т.д. Обычно эти ставки не заняты, но в качестве финансовой нагрузки по всем ведомостям проходят. И когда приходит время очередного реформирования, их в первую очередь сокращают. Несколько лет назад, когда президентом был Медведев, было указание на 20 или 25% сократить число бюрократического персонала. В итоге, все региональные администрации прибегли к такого рода уловкам, и сократили ставки на бумаге, а реально нет. И лишь один губернатор действительно сократил число чиновников так, как требовалось, в итоге у него возникли большие проблемы с лояльностью персонала, а остальные губернаторы над ним смеялись", – прокомментировал Накануне.RU политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета, политолог Павел Салин.

В этом плане, все, что происходит, похоже на имитацию – федеральный центр имитирует готовность "немножко поделиться", а регионы имитируют ужимание на бумаге.


"Кто-то может это расценить как жест, но я считаю, что это правильный жест. Думаю, что следующим участником этого процесса должны стать госкосмпании, хотя бы потому, что они называются государственными. Часть компаний и не государственных, тоже, наверное, пойдет на подобные сокращения, потому что это и экономия бюджета. Ну и мы видим тенденции – мы видим, что Россия и Кипр подписывают соглашение о раскрытии оффшоров – это звенья одной цепи. Деньги должны возвращаться в Россию, должны сократиться размеры обеспеченности наших жителей. Это испытание, по итогам которого должно произойти очищение, в том числе и в формировании доходов и начислении зарплат", – отметил в беседе с Накануне.RU руководитель уральского филиала Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин.

Эксперт констатирует, что в ряде регионов процесс снижения зарплат в органах госвласти уже запущен, в том числе и на Урале.

Однако, у процесса есть и обратная сторона. Не секрет, что зарплаты у чиновников отличаются в различных регионах, и снижение доходов ниже определенного уровня может породить серьезный кадровый вопрос.

"Каждый профессионал на вес золота, часто чиновников переманивают из одного региона в другой, сейчас новые губернаторы заняты поиском новых чиновников. Тут есть элемент популизма, и я считаю, что чиновник должен получать хорошую зарплату, чтоб он не думал о том, где заработать денег для семьи. Здесь надо очень внимательно смотреть, какой объем является допустимым, какой –
необходимым", – считает Гагарин.

"Чиновники бывают разные. Для чиновников АП, где зарплата 300 тыс. руб. – такое снижение нечувствительно, но есть чиновники, которые реально живут на зарплату 30 тыс. руб. и для них это вещь болезненная, и я надеюсь, что их это не коснется", – добавляет Делягин.

В целом же, эксперты сходятся в том, что данная инициатива вряд ли серьезно отразится на бюджетах и на настроениях в регионах, поскольку последствия инициативы "не смертельны" для большинства чиновников. Однако, есть вещи, которые действительно накаляют ситуацию – например, снижение бюджетной обеспеченности регионов из госказны, тогда как спрос с регионов только усиливается. В таком случае, экономика вполне может потянуть за собой политику.

"В условиях, когда доходы между центром и регионом соотносятся не как 50 на 50, а как 70% - центру и только 30% – регионам, если вы хотите что-то сокращать, сокращайте что-то неуместное, необоснованное в центре. В период кризиса не трогайте регионы. Одно дело дать по ушам какому-то зарвавшемуся местному высокопоставленному чиновнику, и это тоже будет лишь каплей в море в финансовом плане, и совсем другое – дальше давить всю пирамиду госвласти, в том числе и довольно бедную в ряде регионов", – отмечает Болдырев.

"На политическом уровне мы увидели одну реакцию – требование вернуть электрички в момент, когда просто возникла угроза перегораживания железнодорожных путей. Это означает, что если люди берутся защищать свои права, то их слышат. Тот триллион, о котором говорит Минфин, его вполне можно было бы сложить из совсем другого, отменив тот же переезд судов в Петербург – это 50 млрд руб., отменив ЧМ по футболу, абсолютно бессмысленный и ненужный никому. Есть из чего бессмысленного и ненужного сложить этот триллион, и не один", – отмечает эксперт.

Историк Борис Юлин отмечает, что если власть призывает к сплочению, то "затягивать пояса нужно и владыкам, и народу", и такие исторические примеры есть.

"Все активнее звучат призывы сплотиться вокруг власти, в тяжелую годину, для борьбы с внешним врагом. А тех, кто недоволен ростом цен, пенсионного возраста, тарифов, безработицы, кого возмущают законы в защиту богатых - их объявляют "неправильными патриотами", "либералами" и вообще врагами. Мол, нельзя в такой момент государство шатать, приоритеты неправильные.

При Сплочении страны речь о том, что если страна сплачивается перед внешним врагом, то она именно сплачивается. То есть затягивают пояса и владыки, и народ. Когда в тяжелое время растет разница между бедными и богатыми, это никак не выглядит сплочением, это выглядит стрижкой тупых баранов. Это - не либеральные ценности. Это - желание банальной справедливости. Нельзя призывать людей к патриотизму, воспитывая детей в Лондоне (если ты не англичанин) и увеличивая свои богатства не фоне обнищания сограждан.

Ну а Власти - ау! Власть! Начни сплачиваться. Затяни пояса, брось личные и корпоративные богатства на благо Отечества. Сократи зарплаты своим топ-менеджерам, которые получают больше, чем все врачи и учителя страны вместе взятые. Раздели тяготы между всеми, а не взвали их только на "быдло". Возьми пример с римских сенаторов эпохи величия Рима. И мы все сплотимся вокруг тебя".

Автор: Сергей Табаринцев-Романов

Источник: "Накануне".

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.