Мрачные картины Сергея Демина показывают изображения всего от свиней до швейных машин и железнодорожных вагонов, но именно его обращение к обезьянам прославило его.
Латвийский художник получил международное признание в 2010 году своей картиной Бориса и Глеба. Изобразив двух обезьян одетых православными святыми 11-го века, он достиг финала на онлайн конкурсе международных художников, организованном лондонской Saatchi Gallery.
Другая картина человекообразной обезьяны принесла ему второе место в финале в 2014 году в том же конкурсе – Синяя Обезьяна, изображающая торжественного, бабуина с синим лицом, одетого как православный священнослужитель. Картина оказалась настолько популярна, что ее купили, прежде чем она попала на выставку победителей.
“Святые обезьяны” подняли его престиж в мире искусства. Большинство его картин теперь продается 10,000$ (6,500£) за штуку. “Трудно объяснить логику, но так или иначе обезьяны действительно победили”, говорит Демин, 41 года.
Но его случайное объединение приматов с православной иконографией почти наверняка оскорби российской православных верующих. Художник настаивает что это не входит в его намерение.
“Я не придаю значения этому”, говорит атеист Демин. “Я не стремлюсь оскорбить кого-либо. Мне просто нравится стиль символа – это очень красиво с его насыщенными цветами и статическими фигурами".
Некоторые люди рассматривают картины, как намеренно оскорбительные; другие видят эклектичную смесь старого и нового.
“Я позволяю критикам искать философское значение”, говорит Демин, добавляя, что большинство его покупателей - русские."Если есть что-нибудь, что заставляет меня рисовать так, это, вероятно, частично Ирония».
Обезьяны в работах Демин выглядят лучше, чем его люди, часто изображаемые как почерневшие, скелетообразные фигуры, сидящие в одиночестве на кухне, или духовно больные.
В частности, на провокационных картинах он изображает трех женщин, одетых в черные паранджи, пояса смертников и едущие на велосипедах под знаменем с надписью "Мыслите экологически" на арабском языке.
Картина, по его словам, как о Гринпис - "тоталитарном движении со своими собственными правами" - как и о терроризме.
"Я атеист, но я не против религиозных людей," говорит художник. "Если их убеждения действительно глубоки, то они должны быть непроницаемы для обид и оскорблений."
Другие картины Демина иногда нежные, иногда зловещие изображения Риги, его родного города.
В одном названном Предчувствие войны, белые дирижабли плавают в безоблачном небе. Ответ Демина, по его словам, на латвийское опасение по поводу российского вторжения.
Он думает, скорее всего, “но что может сделать Латвия? Являемся ли мы частью НАТО и ЕС, для обычного человека здесь это не имеет значения ".
Для Демина, который работает в латвийских государственных архивах, только одна вещь важна: "Мне нужно меньше работать, чтобы я мог больше нарисовать."