Патриотическое воспитание в России подменили патриотической пропагандой
Самое страшное в случившемся в Туле эксцессе с подростками, которые пекли картошку на Вечном огне и жгли юбилейные венки - это чувство неизбежности произошедшего. Как ни горько об этом говорить, но такое свинство просто не могло не произойти.
Если не в Туле, то где-нибудь еще. В любом городке или поселке, где есть мемориал с вечным огнем, где в прочие, за исключением 9 мая и 22 июня, дни властям до него нет никакого дела и где есть достаточное число любителей «самовыразиться».
Сообщения об осквернении того или иного воинского мемориала взрывают новостные ленты практически каждый год - в чем совсем не сложно убедиться.
«Патриотическое воспитание», по поводу которого у нас проводятся госсоветы, о котором с самых высоких трибун говорится постоянно, которое имеет утвержденные программы и отдельное финансирование в очередной раз разбилось ударом наотмашь о гранит тремя пацанами, которые, конечно, тоже слышали о подвиге нашего народа.
Не могли не слышать, поскольку мероприятия к 70-летнему юбилею Победы были организованы, конечно, на ура, а усиленная патриотическая «артподготовка» к юбилейным торжествам в школах началась с сентября. Сработали ли педагоги вхолостую?
Не будем так огульно обвинять, в частности, тех взрослых - учителей и родителей - которые все это время были рядом с нашими маленькими кулинарами. Они конечно же не хотели такой аттестации своих трудов, они тоже в шоке, но что же было сделано не так?
Тут уже начинается серьезная философия, затрагивающая очень тонкие материи - одна из которых, воспитание. Каждый из читателей, чей подростковый возраст пришелся хотя бы на перестройку, может вспомнить себя в возрасте 14 лет (явно тоже не ангелочка, если вспомнить честно) и представить: пришла бы ему в голову мысль пожарить картошку на вечном огне?
Память о Победе в сердцах наших сограждан сегодня никак не меньшая. Даже наоборот. Вот в Перестройку не было акции «Бессмертный полк», а сегодня миллионы вышли на улицы городов с портретами фронтовиков.
Но правда, что же не так с нынешними 14-летними?
В беседе с обозревателем KM.RU историк и политолог, руководитель Центра гуманитарных исследований РИСИ Михаил Смолин обратил внимание, что львиная доля вины за учиненное детьми на тульском мемориале кощунство лежит на взрослых:
- Можно сетовать на моральный упадок и изъяны воспитания, но начинать разговор следует с того, что памятные места сегодня вообще плохо охраняются - и это тоже серьезная проблема, которую нельзя недооценивать.
В советские времена за ними присматривали - где-то милиция, где-то дружинники, и тех граждан, кто в нетрезвом состоянии пытался что-то непотребное творить на мемориалах, у Вечного огня успешно ловили еще на подступах.
Сегодня же ситуация совсем иная и множество мемориалов, особенно находящихся в отдалении от столицы, просто не охраняются. Там часто собирается молодежь, которая сегодня просто брошена. Ей сложно полюбить свое отечество, читая современные учебники истории и слушая бесконечные дискуссии на тему, кто же победил во Второй мировой войне: вроде мы спасли Европу и мир от фашизма, а вроде и не мы, а так - рядом стояли.
Но и те патриотические программы, которые сегодня реализуются в наших школах - они, откровенно говоря, настолько формальны, настолько выхолощены, что по определению не могут родить искренние патриотические чувства у подростков. Все эти мероприятия, как раньше говорили, «для галочки» проходят мимо сознания школьников, а в семьях тоже как правило не находится времени для такого нужного дела.
Вот и получаем в итоге, что к 11-14 годам в маленьком человеке просто не успевает выработаться должное чувство трепета и почтения к тем страницам истории, к тем символам, что являются священными для абсолютного большинства нашего народа. Откуда у них всему этому взяться?
В России сегодня нет как таковой полноценной комплексной системы патриотического воспитания. Оно хаотично, фрагментарно. В лучшем случае мы пытаемся воспитать патриотические чувства в привязке к каким-то памятным датам, чаще юбилейным.
Помимо традиционных юбилейных мероприятий ко Дню Победы, это могут быть и еще какие-то круглые даты ключевых событий, вроде Бородинской битвы, Сталинградской битвы, день начала Великой Отечественной войны. Недавно вот и столетие Первой мировой вспоминали.
Но этого ведь мизерная часть нашей истории, полной множества побед, примеров доблести, героизма, полной прославивших нашу страну имен. Как следствие, великая история великой страны в сознании большинства наших граждан остается темным местом: что-то читали, что-то слышали, что-то смотрели по телевизору, но что именно - не очень помнят.
Воспитание патриотизма на основе по сути одного лишь события - тупиковый путь. Важно не просто помнить какие-то даты и чем они знаменательны. Необходимо понимать смыслы развития своего отечества, понимать цели, которые страна преследовала на тех или иных этапах своего развития, знать о национальных традициях своей страны и о том, как они складывались.
К сожалению, современная патриотическая пропаганда все же не дает своим адресатам того нужного целостного ощущения своей связи с Родиной, причастности к истории своей страны.
И потому тем эксцессам, вроде приготовления детьми картошки или шашлыка на Вечном огне приходится лишь ужасаться, но, увы, не удивляться.
Автор: Виктор Мартынюк
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.