Америка должна перестать игнорировать Южный Кавказ

Америка должна перестать игнорировать Южный Кавказ
Президент России Владимир Путин встретится со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым, 13 июня в Баку. На повестке дня: решение четвертьвекового старого спора о непризнанном Нагорном Карабахе, территории с большинством армянского населения, которая откололась от Азербайджана во время жестокой войне с Арменией в начале 1990-х годов. Перемирие завершило активную фазу конфликта в 1994 году, но вражда остается нерешенной, и инциденты с применением насилия сохраняются вдоль линии соприкосновения.


Существует мало оснований полагать, что встреча приведет к какому-либо прогрессу. Официальный мирный процесс, с Минской группой ОБСЕ, идет уже с 1992 года под совместным русско-французско-американским руководством. Минская группа страдает от невнимания Запада и интриг Кремля. Россия намеренно играет на обе стороны в Нагорном Карабахе, что, кажется, не волнует Вашингтон и его союзников. Встреча Путина произойдет спустя только три дня после того, как американский представитель Минской группы Джеймс Ворлик обсудил конфликт с президентом Армении Сержем Саркисяном. В то время, как Россия обеспечивает внимание президентского уровня к Нагорному Карабаху, Соединенные Штаты предлагают только его представительство в парализованных переговорах, что является иллюстрацией безразличия США к конфликту.

Американская незаинтересованность может оказаться дорогостоящей и для Соединенных Штатов и для Европы. Для Соединенных Штатов, урегулирование армяно-азербайджанского конфликта принесет два ключевых преимущества: повышение энергетической безопасности для европейских союзников и снижения риска вовлечения в конфликт член НАТО Турции.

Путин ранее встречался с Алиевым и Саркисяном в августе 2014 года, чтобы обсудить конфликт. До этого, Россия организовала несколько переговоров на уровне президента в 2011 году, 2008 и 2004. Это резко контрастирует с западными усилиями, отмеченными неудачными переговорами, проведенными в Соединенных Штатах в 2001 году и во Франции в 2006 году.

В 2010 году Алиев и Саркисян устно договорились о некоторых элементах Мадридских принципов, основной схемы для мирного разрешения армяно-азербайджанского конфликта. Этот план включает поэтапный вывод армянских сил из Нагорного Карабаха и заключительного референдума по политическому статусу территории. В то время как Баку и Ереван до сих пор оспаривают многие вопросы, Мадридские принципы обеспечивают прочную основу для компромисса и установленного урегулирования. На первый взгляд, это отсутствие прогресса в последние годы удивительно. Более близкая экспертиза роли России на Южном Кавказе указывает на иное. Москва, якобы преследуя мир путем переговоров, извлекает выгоду из нерешенного спора.

Азербайджан импортирует 85 процентов своего вооружения из России. Энергетическое богатство Баку позволяет резко повысить расходы на оборону, даже среди падающих цен на нефть. Военный бюджет Азербайджана в 2003 году составляла $ 163 млн. К 2014 году, страна тратила $ 4,8 млрд на оборону, далеко превосходя бюджет конкурирующей Армении в $3.2 миллиарда.

Армения просто не может себе позволить такую же степень военных затрат как Азербайджан. Поскольку Баку становится более сильным, Армения становится более зависящей от России в вопросе безопасности. Ереван иногда жалуется своему влиятельному покровителю на продажи оружия Азербайджану, но Армения не может сделать большего. В это же время Баку рискует войной с Россией, если нападет на своего западного соседа, поскольку Москва связана с Арменией соглашением о взаимной обороне Организации Договора о коллективной безопасности. Командир российской военной базы в Гюмри, Армения, сообщил в 2013 году, что его войска вмешаются от имени Еревана, если Азербайджан попытается вернуть Карабах силой. Тем не менее, эти заявления имеют сомнительную ценность для Армении, так как они никогда не подтверждались высокопоставленными должностными лицами России.

Несмотря на опасности, связанные с возобновлением конфликта, Баку и Ереван демонстрируют растущую готовность проверить терпение друг друга. За прошедший месяц, армянские и азербайджанские средства массовой информации часто сообщали о нарушениях перемирия другой стороной. Эти инциденты происходят после нескольких месяцев эпизодических боев на линии соприкосновения.

В конечном счете Азербайджан может решить, что взятие обратно Нагорного Карабаха стоит риска. Если Россия влезет в драку, то это, несомненно, приведет к катастрофическому поражению Баку. Тем не менее, Москва может остаться в стороне, на том основании, что Нагорный Карабах не является частью международно признанной территории Армении и, следовательно, не защищен ОДКБ. В этом случае, исход конфликта может быть менее решающим. Затяжная борьба может развиваться с или без вмешательства России, ставя под угрозу будущие энергетические проекты в бассейне Каспийского моря и повредить существующую инфраструктуру. Это пойдет на пользу России, которая воспринимает западные энергетические предприятия в регионе, как угрозу своему доминирующему положению на европейском нефтяном и газовом рынке.

Откажется ли действительно Россия от своей армянского союзника в войне с Азербайджаном? Это, конечно, возможно. Если же Россия не вмешивается от имени Армении, у Еревана будет мало возможностей упрекнуть Кремль за его двуличие. Годы Российской защиты неуклонно подрывали армянский суверенитет. Российские пограничники, которые патрулируют границы Армении и 5000 солдат, дислоцированных в Гюмри только верхушка айсберга: влияние Москвы теперь простирается далеко за пределы военного дела. В 2008 году Россия контролировала 80 процентов инфраструктуры энергетики Армении. В июне 2015 года, Ереван объявила о планах продать газопровод Иран-Армения Газпрому, еще укрепляя позиции России в маленькой республике Южного Кавказа. Армения - член ведомого Кремлем евразийского Экономического Союза, и Россия является крупнейшим партнером страны в области импорта и экспорта. Все эти факторы предоставляют России широкий спектр стратегических вариантов на Южном Кавказе за счет Армении.

Что ясно, - то, что Россия вряд ли будет добросовестно посредничать, пока она может управлять инициативой в споре о Нагорном Карабахе и получать прибыли от увековечения конфликта. Для Москвы, доходы от продажи оружия Армении и Азербайджану, политическое давление на Южном Кавказе, и защита российских энергетических интересов превалируют над мирным урегулированием. Это не сулит ничего хорошего для Соединенных Штатов или их европейских союзников.

Эскалация военных действий может поставить под угрозу новые энергетические проекты, такие как трансанатолийский газопровод (TANAP). Эта первая система доставки каспийского газа в Европу, опирающаяся на поставки из Азербайджана через Турцию и Грузию. Проект будет способствовать диверсификации энергетических поставок в Европу, что делает влияние визави России Газпрома менее мощным. Это должно быть особенно важно для Соединенных Штатов, поскольку текущая энергетическая политика мешает Вашингтону и его европейским союзникам отвечать согласовано на кризис в Украине.

Хотя планируемый конец TANAP находится в Азербайджане, в будущем, маршрут может соединятся с источниками в иракском Курдистане, Средней Азии, и даже Иране. Даже без этих дополнительных точек, система обещает достичь мощности в 31 миллиард кубометров газа к 2026 году. Возобновление конфликта на Южном Кавказе может привести к задержке всех этих перспектив. Со строительством TANAP в стадии реализации в марте 2015 года, рабочие и оборудование также находятся в опасности.

В дополнение к угрожающей европейской энергетической безопасности, еще одна война на Южном Кавказе может привлечь другие региональные державы, как Турция. Анкара ранее играла значительную роль в активной фазе войны в Нагорном Карабахе (также, как и Россия). Чтобы продемонстрировать солидарность с Баку, Турция закрыла границу с Арменией и установила блокаду в 1993 году, меры, которые остаются и сегодня. Турецкие офицеры обучали азербайджанских военных.

Турция и Армения не имеют дипломатических отношений. Если Анкара снова окажется замешанной, то может найти предлог, ссылаясь на статью V Североатлантического договора, статью Хартии о взаимной обороне (Турция уже угрожала таким шагом во время перенесенной сирийской гражданской войны). В этом случай, Соединенные Штаты и другие члены НАТО будут втянуты в конфликт непосредственно на пороге России, то, что, несомненно, отравит натянутые отношения между Москвой и Западом. Если бы Соединенные Штаты могли использовать турецкое сотрудничество, то позиция Анкары будет ценным активом в посредничестве по поводу конфликта, а не ответственности в обеспечении региональной безопасности.

Армения стратегически уязвима, но она также обеспечивает контроль над Нагорным Карабахом два десятилетия после окончания активной фазы конфликта. Из-за этого Армения может чувствовать мало потребности идти на уступки.

Однако дипломатическая нормализация с Турцией и конец сухопутной блокады на западной границе Армении являются целью Еревана, которой он не может достичь при нынешнем статус-кво. Вашингтон может способствовать нормализации отношений между его турецким союзником и Арменией в обмен на урегулирование карабахского конфликта. В этом случае, Армения может уступить по некоторым вопросам, касающемся Азербайджана, в то же время получая экономическую и политическую отдачу. Прекращение блокады и нормализация отношений улучшат экономику Армении и облегчат ее изоляцию.

Турция также получила бы ряд преимуществ. Страна желает войти в соглашения о свободной торговле с Евразийским союзом, членом которой является Армения. Открытые границы и стабильные дипломатические отношения могли бы сделать такой шаг менее сложным для Анкары. Турция также имеет долю в 30 процентов в проекте TANAP, что означает, что она выиграет от стабильной среды на Южном Кавказе.

Рамки для мира уже существуют. В то время как проблемы будут возникать, Соединенные Штаты могут и должны взять на себя обязательство по последовательному переговорному процессу по Нагорному Карабаху. Возобновление войны будет иметь негативные последствия далеко за пределами Южного Кавказа. Армении и Азербайджану нужен посреднический партнер, который извлекает выгоду из мира в регионе, а не из бесконечного конфликта.

Автор: Evan Gottesman

Источник: The National Interest.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.