Обещания власти оказались обманом. Гайки закрутят еще до инаугурации Путина
В разгар массовых акций протеста "рассерженных горожан" против нечестных выборов президент Дмитрий Медведев объявил политическую реформу: новый порядок выборов в Госдуму, возвращение прямых выборов губернаторов, переход к упрощенному порядку регистрации партий, отмена сбора подписей для участия в региональных и федеральных выборах, демократизация процедуры формирования избиркомов. "Голос Болотной услышан!" – обрадовалась просвещенная публика. Но протесты утихли, и по мере исполнения обещаний становится все более очевидно: содержание реформы стремится к нулю.
Например, уже ясно: избирать губернаторов прямым тайным голосованием – так, как это происходило до 2004 г., – мы больше не будем. Это стало очевидно после встречи Дмитрия Медведева с представителями регионов в минувший четверг. На встрече тщательно отфильтрованные представители попросили президента ввести муниципальный фильтр для кандидатов на должность главы региона, чтобы во власть не пролезли какие-нибудь политические проходимцы. Президент (кто бы сомневался) идею поддержал. То есть для того, чтобы выдвинуть свою кандидатуру на должность губернатора, претендент должен будет собрать подписи 5% – 7% муниципальных депутатов. Если вспомнить, насколько муниципалитеты зависимы от региональной власти, нетрудно догадаться: новый механизм отбора кандидатов будет работать куда эффективнее, чем существующая практика отсева неугодных персонажей при помощи придирок избиркомов к автографам избирателей и оформлению документов. Местным депутатам ничто не мешает оперировать аргументами уровня "любо" и "нелюбо", и взятки с них гладки – точнее, даже наоборот: правильный выбор гарантирует своевременное пополнение местного бюджета из основного источника – бюджета регионального.
То есть выдвинутая Владимиром Путиным в декабре прошлого года идея сохранить для кандидатов в губернаторы некий фильтр живет и побеждает. И хотя от идеи "президентского фильтра" – видимо, на фоне эскалации гражданского протеста – было решено отказаться, система отсева кандидатов все-таки будет введена.
Еще одно одобренное на судьбоносной встрече президента с представителям регионов решение раньше вообще не анонсировалось, и нетрудно догадаться почему: выборы будут проходить реже, только раз в году. По многочисленным просьбам, так сказать, с мест. "Мы слишком много времени на местах уделяем перманентным выборам, вместо того чтобы заниматься делом", – жаловался белгородский глава Евгений Савченко, доказывая необходимость введения единого дня голосования в октябре. Это время, которое играет на руку, прежде всего, кандидатам от власти. Совмещение сразу нескольких избирательных кампаний позволяет максимально мобилизовать административный ресурс. Кроме того, в октябре принимается бюджет региона, и тему будущих расходов, в том числе на "социалку", можно активно использовать в ходе предвыборной кампании. В то время как по весне традиционно вырастают только тарифы ЖКХ, а от этого гражданам одно расстройство.
Демократизация процедуры формирования избиркомов пока тоже не очень задалась. Пока имеем всего один законопроект, и тот – о праве отзыва партиями своих представителей в избиркомах, если те не оправдали возложенных на них надежд. Идею продвигала, в основном, ЛДПР, сильно обиженная на Владимира Чурова – тот не защищал интересы партии, выдвинувшей его в состав ЦИКа в 2007 году. Но в итоге в законопроекте нет ни слова о Центризбиркоме РФ, речь идет только о комиссиях уровня региона и ниже. К тому же отозвать своего представителя партии смогут, только если он открыто пренебрегал своими обязанностями – например, ушел в трехмесячный запой во время поездки на Бали. И уж тем более там нет ни слова об изменении порядка формирования избирательных комиссий – этот процесс по-прежнему остается в руках исполнительной и законодательной власти.
И если вспомнить, каким разочарованием обернулись новые правила выборов в Госдуму (одномандатников не вернули, выборы будут по-прежнему проводиться по партспискам, только без общефедеральной части), то нетрудно вычислить: единственная инициатива Медведева, которая пока еще дает основания рассчитывать на какие-то изменения политического рельефа страны, – это упрощение процедуры регистрации партий. Но и тут все не так просто: инициированные президентом поправки в закон касаются снижения только численности партий, но не меняют сути взаимоотношений между партиями и государством (точнее, представляющим государство Минюстом). На самом деле требования к численности политорганизаций были актуальны, прежде всего, тогда, когда требовалось ликвидировать уже существовавшие партии. Для того, чтобы отказать в регистрации новой партии, достаточно, если чиновники найдут недочеты в уставе – как это произошло, например, с партией "ПарНаС". А недочеты российские чиновники находить умеют – помнится, они нашли их даже в уставе партии Бориса Березовского "Либеральная Россия", хотя он слово в слово был списан с устава "Единой России".
Одним словом, если декабрьская декларация Медведева свидетельствовала, что голос Болотной услышан и власть поспешила дать на него ответ, то результаты реформы позволяют утверждать: ответ – отрицательный.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.