Антикризисным планом должны быть низкие процентные ставки, выход из ВТО и прекращение скупки облигаций США

Антикризисным планом должны быть низкие процентные ставки, выход из ВТО и прекращение скупки облигаций СШАЧиновники правительства представили антикризисный план, который, по словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, составляет около 750 млрд руб. Хотя тут же стало известно, что меры по поддержанию экономики "похудели" - в некоторых источниках говорится об урезании суммы на 70 млрд руб., в других - на 210. Впрочем, кабмин итоговый вариант пока не озвучил. И пока власти думают над мерами стабилизации экономики, мы обсудили предложенную "программу спасения" с биржевым экспертом, экономистом, членом президиума Столыпинского клуба Владиславом Жуковским.

Вопрос: В правительстве представили антикризисный план, который изначально составлял 750 млрд руб., - как Вы оцениваете такие меры?

Владислав Жуковский: Во-первых, это вообще не антикризисный план. Размер этого якобы плана - всего около 750 млрд руб., и при размере экономики в 76 трлн руб. - это меньше 1% от ВВП. В ситуации, когда по очень сильно приукрашенным данным Росстата экономика падает на 4%, эта сумма вообще ни на что не влияет.

В ситуации кризиса 2008-2009 гг. власти тоже задрали процентную ставку и тоже очень болезненно обвалили национальную валюту. Тем не менее, тогда размер поддержки экономики был, по разным оценкам, порядка 13-15% от ВВП. И то мы прошли кризис крайне плохо.

Во-вторых, это не план. Нет никакой стратегии выхода из кризиса, нет никакой увязки действий правительства со среднесрочными и долгосрочными целями и задачами развития государства. Это имитация бурной деятельности - правительству нужно отчитаться, что оно чем-то занимается, вот чиновники что-то и приняли, чтобы президенту доложить. То, что предлагается, в принципе не способно остановить коллапс в российской экономике ни с точки зрения оживления потребительской активности и инвестиций, ни с точки зрения стимулирования несырьевого комплекса, подъёма предпринимательской активности. Чиновники говорят, что есть господдержка через госзаказы, но размеры госзаказов сокращаются, и их "пилят" госмонополии, госбанкиры и приближенные к государству структуры. Даже государственные расходы, которые давали раньше 20% ВВП, тоже будут сокращаться.

Вот они миллиарды рублей где-то нашли, у кого-то их забрали, но система порочна, поскольку сначала они эти деньги содрали с реального сектора, с дальнобойщиков, через малый, средний бизнес, кадастровую оценку недвижимости, через торговые сборы, акцизы, дорогое топливо, а потом решили влить их в приближенные к государству агрохолдинги. Смысл в том, чтобы одной рукой брать, а другой давать, но по пути "потерять" половину из этих средств.

Антикризисный план в прошлом году должен был дать 1,5 трлн руб. на поддержку госбанкам через рефинансирование, гособлигации, пополнение их капитала, а реальному сектору дали около 140 млрд руб., причём опять же эта сумма прошла через банки по серым схемам. Сейчас ситуация та же самая, только меньше денег, и аппетиты паразитической системы никуда не делись. Отдача будет в лучшем случае нулевая. Нет логики создания новых точек роста, нет логики расширения налогооблагаемой базы, нет логики наращивания добавленной стоимости, с которой можно было бы брать деньги.

Вопрос: Известна предварительная цифра, что в регионы отправят 310 млрд руб. – этого достаточно?

Владислав Жуковский: Нет, долги в регионах 2,1-2,2 трлн руб., они выросли за последние три года в два раза. 300 млрд - это деньги, которые даются для того, чтобы они более дешёвыми бюджетными кредитами смогли рефинансировать взятые у госбанков под грабительские 12-15% годовых коммерческие кредиты. Платить по коммерческим кредитам регионы уже неспособны. Года через 2-3 эти бюджетные кредиты обесценятся, потому что по ним платить невозможно, потому что нет точек роста в регионах, нет деловой активности. У нас четыре региона – Москва, Санкт-Перербург, ЯНАО и ХМАО дают до 45% всех поступлений в федеральный бюджет. Остальные регионы поставлены к стенке.

Вопрос: Еще одна цифра – на поддержку автопрома выделили около 130 млрд руб. Это положительная строка бюджета?

Владислав Жуковский: Мера более-менее здравая в том плане, что и в 2009 г. она немного помогла поддержать платёжеспособный спрос, помогла хоть как-то удержать от обвального падения спроса на товары длительного пользования. Но в 2009 г. помогла не столько программа утилизации авто и поддержка производителей, сколько помог отскок нефтяных цен в марте-апреле 2009 г. Поэтому принципиальное отличие той ситуации от этой в том, что в этот раз нефть падает уже полтора года и будет падать ещё ниже, покупательская способность снижается. Мера понятна, но не является очень сильным антикризисным действием.



Вопрос: А поддержка сельского хозяйства на 23 млрд руб.?

Владислав Жуковский: Эти деньги идут не сельскому хозяйству, а прежде всего госбанкирам. Из этой программы более-менее адекватная мера - это компенсирование части затрат аграриев на приобретение отечественной сельхозтехники. Это правильная программа, но она опять не столь мощная, и её размер необходимо увеличивать, давать до 100 млрд руб. и даже больше.

Вопрос: Вот вы критикуете почти все предложенные меры, а в таком случае каким должен быть антикризисный план, на Ваш взгляд?

Владислав Жуковский: Это должна быть смена всей макроэкономической политики, смена идеологии.

Нужно не копить резервы, не скупать госбумаги США, не душить экономику дорогим кредитом и высокой процентной ставкой. Мы должны понять, что мы имеем конкурентное преимущество при дешёвом рубле – нужен либо выход из ВТО, либо зафиксировать низкий курс рубля. Лучше выйти из ВТО, но власти на это не пойдут. Нужна политика стимула реального сектора экономики, то есть процентные ставки для бизнеса, промышленников и предпринимателей должны быть снижены с сегодняшних 15-20% годовых до 3-5%. И ладно, что ставки отрицательные [с учетом инфляции], потому что если эти деньги государство даст через банки, то банкирам главное получить свою маржу, они будут счастливы.

Нужно наложить вето на повышение налогов и платежей, отменить введение "Платона", ввести запрет на повышение акцизов на топливо, на налоговые манёвры, из-за которых бензин подорожал, нужна заморозка тарифов естественных монополий. Нужен ёмкий дешёвый долгосрочный кредит для реального сектора экономики, смягчение требований для предприятий малого и среднего бизнеса по отчётности, повышение предельной величины выручки для того, чтобы попадать на упрощённую систему налогообложения, нужна система поддержки населения со спросом на отечественные товары. Там, где мы способны производить что-то сами, необходимо повышение барьеров для поддержки внутреннего товаропроизводителя. Плюс – демонопоизация экономики, ужесточение контроля за теми средствами, которые выделяет государство, контроль за тем, как банки используют деньги Минфина и Центробанка.

Бороться с кризисом нужно не сегодня-завтра, это нужно было делать уже вчера, а еще лучше – лет 5-7 назад, когда было понятно, к чему все идет. Когда в целом вся политика направлена на подавление точек роста, на дестимулирование инвестиций, то тут какими-то полумерами и "косметическим ремонтом" это разрушающееся здание российской экономики не починить.

Ну, и 90% россиян вообще антикризисный план правительства не заметят, не поймут, что он был. Грубо говоря, дадут 750 млрд руб., из них 100 млрд руб. дойдет до населения, но нам при этом создадут условия по выкачиванию из карманов сотен триллионов рублей – через повышение пенсионного возраста, через отъем пенсионных накоплений, через более низкую индексацию пенсий, заморозку заработных плат, рост налогов, рост цен на прилавках, девальвацию рубля.

Может все закончиться очень плохо, потому что если в котле не спускать пар, если не менять кадры, не менять политику, не создавать политическую, экономическую, идеологическую конкуренцию программ и стратегий выхода страны из кризиса, то кончится все это дефолтом. Это будет дефолт политической линии, экономической линии, финансовой политики и всего остального.

Автор: Половников Алексей

Источник: "Накануне".

Прометейя
..."Может все закончиться очень плохо, потому что если в котле не спускать пар, если не менять кадры, не менять политику, не создавать политическую, экономическую, идеологическую конкуренцию программ и стратегий выхода страны из кризиса, то кончится все это дефолтом. Это будет дефолт политической линии, экономической линии, финансовой политики и всего остального." - автор.

Что и говорить, отличная "высокопрофессиональная" "работа" сионо-агентов в Российской(да уже практически и не российской) экономике.
ПУСТИЛИ КОЗЛА в ОГОРОД!!! Вот что значит НЕ БЕЛЬМЕСА НЕ ЗНАТЬ и НЕ понимать в марксистской политэкономии и потому самым ИДИОТСКИМ образом В Н О В Ь, как это уже было в годы горбостройки БЕЗМОЗГЛО-ДОБРОВОЛЬНО "отдаться" своему самому лютому врагу!

АЙ, да, "ПРАВЯЩАЯ" "ЭЛИТА", ай, да, "МОЛОДЕЦ"!!!

Не зря Маркс с Энгельсом говорили, что НЕВЕЖЕСТВО - СТРАШНАЯ СИЛА и что они опасаются, что таковое(невежество) еще не раз может послужить причиной многих и значительных бед.

Короче, ТРЕНДЕЦ РОССИИ ПРИБЛИЖАЕТСЯ со страшной силой.
Добавить комментарий
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.