"28 панфиловцев" - фильм на деньги народа и для народа

"28 панфиловцев" - фильм на деньги народа и для народа 10 ноября в кинотеатре "Каро" на Новом Арбате состоялся предпоказ фильма "28 панфиловцев".

Фильм, без преувеличения долгожданный, так что предваряющий его почти получасовой просмотр рекламы снятых компанией Universal картин, скоро выходящих на большой экран, казался более чем неуместным, настрой на голливудский лад уж очень резонировал с грядущим повествованием о подвиге нашего народа в Великую Отечественную. Понять прокатчиков можно (у "28 панфиловцев" это именно Universal), но надо и меру знать.

Вышедший на сцену перед фильмом директор русского отделения Universal просил особое внимание обратить на звук необыкновенного качества. И действительно, разрывы снарядов содрогали кресла. И вплоть до начала пресс-конференции к аудиоэффектам претензий не было. Как и к батальным сценам вообще - смотрится каждый бой на одном дыхании.

На сцену вышли создатели фильма и ведущие актеры. Рассказывали о том, как впервые в истории российского кино собирали деньги на съемки - за два года действительно люди пожертвовали баснословную сумму - почти 35 млн руб. Именно благодаря этим первым деньгам (20-25% бюджета фильма, остальное дало государство и организации) "28 панфиловцев" смогли добраться до большого экрана.

По мере того, как плавно лилось славословие гениальной режиссуре, игре актеров, качеству съемок, в голове крутились вопросы, подогреваемые разговором двух журналистов за спиной. Средних лет дама с весьма умным видом рассуждала о том, что нечего из бревен былл строить ложные позиции - немцы с их первоклассной оптикой легко бы разоблачили подделку с самолета. Едва удержавшись от пары ехидных замечаний на сугубо штатские комментарии, перебрал свои претензии к фильму.

Первое, что мне бросилось в глаза - карикатурное изображение гитлеровцев. Буквально два-три лица, запомнилось пенсне (или монокль) в глазу наводчика. В остальном - скрытые масками лица, чуть не чеканный шаг, солдатики из какого-то фантастического боевика или советских фильмов 41-го года. Безликие, бездушные, картонные.

Еще большее недоумение вызвало практически полное отсутствие раненых. Если уж панфиловцы стреляли, то исключительно наповал - падавшие фрицы не вставали, не орали, признаков жизни не подавали. Почти аналогичная картина и у наших.

Рота, к концу фильма поредевшая до шести человек на позициях, данной проблемой не была озабочена вовсе. Дважды мельком уходят телеги, увозя в тыл бойцов, при этом прибежавший политрук Клочков бодро похлопывает раненого: "Не волнуйся, опасности для жизни нет, а тут и без тебя справимся". Второй раз он, правда, просит возницу заказать больше телег для раненых. Ну а в окопах раз показали, как бойцы тащат пострадавшего от обстрела с легким ранением в ногу и на месте его перевязывают.

Сталкивавшиеся с подобными ситуациями знают, как много времени и сил уходит на раненых, как давят на психику крики и стоны, развороченные тела еще живых товарищей, помочь которым в принципе невозможно.

Была и масса мелких огрехов - бензиновые движки легких немецких танков не горели, а лишь чадили, боеукладки не взрывались, даже когда внутрь танка бросали коктейли Молотова, 37-мм снаряды немецких танковых пушек взрывались не менее эффектно, чем 152-мм гаубиц... Впрочем, подобных проколов достаточно в любом фильме с тех пор, как ушли в прошлое обязательные профильные военные консультанты в советских фильмах о войне.

В своем критическом осмыслении фильма я поймал себя на том, что у меня нет претензий к игре актеров. В фильме множество диалогов и даже монологов, но они не вызывают отторжения. С одной стороны, в них нет фальши и ложного пафоса, но при этом и не звучат "За Сталина! За нашу Советскую Родину!", а многонациональность бойцов (соответствующая реальности) подана с юмором: "Почему русские? Да потому что за Россию воюем. Вот когда я буду защищать Казахстан, буду казахом".

Из критиканских раздумий о фильме меня вырвал немецкий акцент одного из журналистов, задавших традиционный вопрос о том, что военной прокуратурой в 1946 году "было доказано, что никакого подвига 28 панфиловцев под Дубосеково не было". Для закрепления успеха немец спросил об отношении режиссера и сценариста Андрея Шальопы к словам министра, назвавшего всех отрицающих подвиг панфиловцев мразями.

Вот после этого все сразу и встало на свои места. И замеченные мною несуразности, и сам немец, получили объяснения. Начал Андрей, не первый раз отвечающий на подобные провокации, потом поучаствовали и журналисты. Отполоскали немецкого журналиста изрядно. Мразью, правда, не назвали, но честно сказали, и не раз, что с министром согласны, просто говорить так в его должности невместно.

Над немцем же еще и посмеялись, уличив того в умышленном искажении вывода прокуратуры и выдергивании отдельных фраз из контекста. Полная фраза звучала в 46-м так: "Не было подвига 28 панфиловцев, был подвиг всей роты". Хотя, как человек, склонный к логическому осмыслению событий, должен уточнить - в процессе боя рота постоянно теряла людей и в какой-то момент действительно оборону держали лишь 28 человек. Очень не долго их было именно 28 - и в реальном бою, и в фильме.

Но вопрос немецкого журналиста и реакция на него коллег помогла расставить все на свои места. И дальнейшие рассказы сделавших этот фильм лишь подтвердили - основные замеченные "огрехи" были осознанным решением. И вполне здравым.

Попытка создать именно документальный фильм о панфиловцах неизбежно свелась бы к жесточайшему бою с душераздирающими сценами. Возможно, фильм в этом варианте получился бы более зрелищным и даже собрал больше зрителей. Но благодаря тому, что гитлеровцы были сведены в общую обезличенную массу, а раненые остались "за кадром", удалось показать людей - тех, кто зимой 41-го не пустил фашистов к Москве.

Можно укорять Андрея Шальопу сотоварищи, что они сознательно ушли от все-таки имевшей место "правды жизни" - риторики тех лет, упоминаний Сталина, большевиков-коммунистов, советских людей. Да, было именно так. Но правдой является и то, что сегодня даже слегка затронув эту тему, неизбежно становишься заложником бесконечных глупых споров, когда тебе пытаются доказать, что никакого Сталина не было и за него в бой не шли. Как и не вступали в партию перед боем.

И здесь тоже не место и не время для подобных споров. Авторы именно поэтому и ушли от подобных определений, видя свою задачу в совершенно ином. Это фильм не о 28 панфиловцах - он о подвиге людей, которых были миллионы. Фильм именно о людях. Именно поэтому в нем много разговоров, именно поэтому как бы не большая часть фильма посвящена не бою 28 человек, а всей роте.

Отсюда и первое впечатление - к игре актеров, к их мастерству и достоверности вопросов не возникает изначально. Мало того, диалоги прописаны превосходно, полностью передают армейскую атмосферу перед и во время боя. Когда именно шутка помогает сохранить рассудок, когда показная бравада неизбежна, когда многое воспринимается иначе. Даже только ради этого неповторимого армейского быта стоит посмотреть фильм.

В целом же при его создании, как я это понял, творческий коллектив хотел донести до зрителя, и зрителя именно молодого, что эта война вообще была. Достучаться до молодого сознания сквозь современную обыденность и горы навороченной лжи о Великой Отечественной войне. Показать, что деды-прадеды действительно совершили подвиг. Не только эти 28 и не только эта рота или Панфиловская дивизия - подвиг всей огромной многонациональной страны.

Это тем более актуально сегодня, когда развалился Советский Союз и в сознание людей старательно вдалбливают мысль о том, что теперь мы все чужие друг другу и гражданин России никогда не станет казахом, если придет время защищать Казахстан. Или Украину. Или Белоруссию. Название государства не имеет значения.

Сегодня тоже идет война. Война прежде всего за умы людей. И за наши души. Защитить себя, осознанную готовность "жизнь положить за други своя" помогает и этот фильм.

Смотрите с 24 ноября на большом экране.

Автор: Михаил Он

Источник: "Накануне".

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 14 дней со дня публикации.