В прошлом году число россиян в интернете выросло на 14%, до 53 млн. Это сделало Россию крупнейшей в онлайн-населении Европы, опередив Германию, и с большими возможностями роста (см. график). GP Bullhound, инвестиционный банк, считает, что только 18% из них люди, использующие онлайн магазин и интернет-реклама, хотя и быстро растет, занимает лишь 9% русского бюджета объявлений. Доходы Яндекса, большинство из которых поступает от рекламы, отражают это очень верно. В первом квартале они были 5,9 млрд. рублей ($ 200 миллионов), на 51% больше, чем годом ранее. Ее прибыль растет с такой же скоростью.

Русские компании доминируют на рынке. Яндекс получает около 60% интернет-поиска, по оценкам исследовательской фирмы LiveInternet. Google привлекает примерно четверть, хотя его доля постоянно растет. Mail.ru на сегодняшний день является крупнейшим порталом по услугам электронной почты и платформы онлайн-игр. Он также владеет Одноклассниками, второй по величине социальной сетью, и 40% ВКонтакте, самой большой. Facebook находится на четвертом месте. Озон, который продает товары и путешествия, называет себя и Амазонкой России и ее Expedia.
Русский интернет-рынок больше похож на Китай, чем на что-либо на Западе. Baidu доминирует над китайским поиском. Tencent играет подобную роль к Mail.ru, в котором она владеет 7,8%. Когда китайцы делают онлайн покупки, они обращаются к Dangdang, 360buy или одному из онлайн-рынков Alibaba, а не Amazon или eBay. Они вытряхивают какофонию коротких сообщений на Sina Weibo, не Twitter. И так далее.
В важных направлениях Россия другая. Она не имеет эквивалента дико популярных видео-сайтов Китая (который любит китайский народ, потому что подвергнутое цензуре ТВ так уныло). Она не имеет Great Firewall. Facebook, Twitter и YouTube не запрещены. Иностранцы гораздо свободнее могли войти в Россию, но боролись все равно. “Закрытые границы в Китае позволяют местным услугам развиваться без соревнования с Запада,” - говорит Дмитрий Гришин, босс Mail.ru. - "Это позволит им добиться успеха в краткосрочной перспективе, но и сделает их более слабым в долгосрочной перспективе".
Фриц Demopoulos, американец, который стал одним из основателей Qunar, китайского туристического сайта, проданного Baidu в прошлом году, и вложил в Ostrovok, русские онлайн деловые поездки, говорит, что успех на рынке с местными чемпионами требует местных знаний, технологий, доступа к капиталу , хорошего управления и масштаба. Кроме масштабов, говорит он, не ясно, как иностранцы пользуются краем в любой из этих областей. Начиная с финансового кризиса много людей начали сомневаться, является ли “иностранное управленческое ноу-хау всем, что необходимо," - говорит он.
У российских фирм явно есть преимущество в первой области г-на Demopoulos, местных знаниях. Одной из причин является язык: согласно Илье Сегаловичу, главному инженеру Яндекса, Google " полностью проигнорировал понимания языка" сначала, хотя “они теперь стали довольно эффективными.” География второе. Яндекс особенно гордится своей картой и транспортными данными. Приложение мобильного телефона позволяет москвичам заказывать такси и затем отслеживать его продвижение (или его отсутствие) через ужасные пробки в их городах.
Но особенности России онлайн, как и Китая, выходят далеко за рамки реалий и карт. Потому что люди все еще ожидают возможностей покупать у человека, или по крайней мере, жаловаться одному, Ostrovok, Ozon и другим, имеющим колл-центры, по публикующимся номерам на их домашних страницах. Сергей Фаге, один из основателей Островка, говорит, что его компания многому научилась, наблюдая за китайской онлайн туристической компанией Ctrip, чьи клиенты делают половину своих заказов по телефону.
Русские любят платить наличными. Иногда они делают это в автоматических киосках сделанных QIWI, другой русской фирмой. Г-н Faguet говорит "значимые доли" продаж Островок платит за эти "банкоматы наоборот". Русские также хотели бы быть уверены, что их товары прибудут — и что им они понравятся — прежде чем отдать свои деньги. Иногда они заказывают у нескольких поставщиков и покупают у того, кто становится первым. Четыре пятых вещей купленных у Озона оплачивается наличными при доставке. Китайским покупателям онлайн также нравится платить таким образом.
Как и более крупные китайские собратья, Озон должен убедиться в том, что его товар будет доставлен вовремя, несмотря на то, что они передаются по огромной стране, где курьерские услуги являются неоднородными и почте нельзя всегда доверять. Таким образом, как они (так и другие: см. статью), он создал свою операцию логистики по доставке грузов до двери клиента, в Москве и Санкт-Петербурге, или к одному из 2,000 пунктов погрузки. (Около 10% заказов идут по почте.) В бизнесе с огромной экономией за счет роста производства имеет смысл поставлять для третьих лиц также. Около 70 заключили контракты.
Что касается технологий, Россия, как и Китай, может их черпать из глубокого источника математического и научного таланта. В конце 1990-х годах, вспоминает Александр Туркот, руководитель подразделения информационной технологии Сколково, государственного центра технологических компаний, "по крайней мере каждый второй инженер хотел уехать". Стандарты в университетах тоже опустились. В настоящее время перспективы ярче, зарплаты выпускников хорошие, и люди возвращаются. Трое инженеров «Островок» переехали в Москву из-за рубежа. (Г-н Фаге и его соучредитель, Кирилл Махаринский являются репатриантами, покинувшими Россию детьми.) Тем не менее, говорит г-н Туркот, это не всегда легко объяснить молодым людям, что они не обязательно должны быть в нефти, газе или финансах, чтобы делать деньги.
Как и во многих странах, в России финансовую и другую поддержку легче найти, чем больше вы там находитесь. Иностранные инвесторы были активнее на месте, чем зарубежные операторы. Yandex заработал $ 1,3 млрд, когда он был пущен в ход на фондовой бирже NASDAQ в Америки год назад, Mail.ru собрал более $ 900 в Лондоне в ноябре 2010 года. (Цена акций Яндекса в с тех пор ушла немного вниз, Mail.ru Акции растут.) Западные венчурные капиталисты купили доли в самых многообещающих компаниях электронной коммерции, в том числе Островок и Озон. Но местные благодетели-инвесторы вкладывают деньги в молодые компании гораздо реже, чем в Америке, Западной Европе или в Китае.
Некоторую поддержку оказывают для поросли. В "Цифровом Октябре", на старой фабрике шоколада, на берегу Москвы-реки, молодые предприниматели могут посещать семинары, найти конференц-зал или просто пообщаться. И в Сколково государство пытается и поддержать молодые российские фирмы и привлечь крупные транснациональные корпорации. Компании могут обратиться, чтобы стать "жителями" Сколково, — хотя место, за пределами Москвы, все еще строится, поэтому проживание в основном "виртуальное" в настоящее время. Жители имеют право на налоговые льготы, советы и гранты. Правительство не вклыдывает собственных денег, но г-н Туркот надеется, что "денежный рынок" будет следовать за "глупыми деньгами".
Медведь за границей
Доминируя дома, что российские интернет-компании могут сделать за рубежом? Как инвесторы, некоторые из них там уже есть, в частности, в социальных СМИ. Оба Mail.ru и DST Global, инвестиционные компании, которые раньше были тесно связаны, имеют доли в Facebook, который ожидаются к выплате на 18 мая. Продажа части акций даст им наличные деньги, чтобы вложить капитал в другом месте. Оба также имеют кусочки Groupon, сайта ежедневных сделок, и Zynga, компании социальных игр, которые сделали свой дебют на фондовом рынке в прошлом году.
У крупных фирм, по крайней мере, есть амбиции, как у операторов тоже. Яндекс сделал набег на Турцию в сентябре прошлого года. Его доля на рынке составляет лишь около 1%: Google (кто еще?) там правит. Г-н Сегалович говорит, что слишком рано говорить, как идут дела. Он подведет итоги в конце года. Mail.ru видит игры, который он уже производит на иностранных языках, как мост в Германию и другие страны.
В Сколково, г-н Туркот говорит, что он ищет экспортный потенциал в молодых компаниях, которых он возьмет под свое крыло. Он также говорит, что он не хочет "подражателей", которых есть много в интернет-мире. Поиск новых чемпионов экспорта понятен в экономике, которая сильно зависит от природных ресурсов. А Интернет полон идей, которые прорываются через границы Но рынок не всегда идет туда, где чиновники хотели бы его видеть, особенно в свободном духом интернете. И будет много требований для удовлетворения спроса дома.