Президент Кипра Димитрис Христофиас назвал понижение рейтинга страны на две ступени "неприемлемым", отметив, что рейтинг был понижен "именно тогда, когда экономика Кипра начала выходить из кризиса".
Ну, а министр иностранных дел Германии Гвидо Вестервелле, как и полагается представителю лидера ЕС, не просто выразил свое недовольство, но и сделал конструктивное предложение, согласно которому Европа должна создать свои независимые рейтинговые агентства вместо того, чтобы полагаться на американские. И, отмечу уже от себя, английские.
Разумеется, пресс-секретарь S&P Мартин Уинн с негодованием отверг мнение о том, что решения S&P о понижении рейтингов стран ЕС могут быть политическими, ссылаясь при этом на мировую репутацию агентства и его рейтингов. Однако сказано это все, конечно, на публику – политики-то точно знают, как и что делается в мире.
Вопрос в другом. Ну, будет в мире несколько агентств (напомним, Китай свое уже создал и оно активно понижает рейтинг США), которые начнут давать противоречивые сведения. И тогда какой в них смысл? Напомним, что появление этих агентств – это не случай, а естественный результат развития мировой экономической системы.
Грубо говоря, парадигма научно-технического прогресса (НТП), а рамках которой мы живем уже лет 300, предполагает постоянное углубление разделения труда. А это, в свою очередь, создает всем участникам рынка, массы проблем, связанных с получением информации о партнерах. Ну, скажем, вы производите что-то жутко технологическое и в качестве комплектующих используете тоже жутко технологическое, что производит некая фирма Х. Беда только в том, что в ее производстве ваши комплектующие составляют 3% и хотя по ним все хорошо, но производя только их фирма не выживет. И возникает необходимость узнать, а как у фирмы Х обстоят дела во всех остальных ее производствах, в противном случае в какой-то момент вы можете оказаться в ситуации, когда поставки вам прекратятся, а найти нового поставщика – зачастую занимает многие месяцы.
Но как получить информацию о работе совершенно неизвестных компаний? И, кроме того, есть еще одна проблема – даже если информацию получить, как ее обрабатывать? Создавать аналитические центры, которые будут оценивать состояние дел всех партнеров всех ваших партнеров? А если цепочка будет развиваться дальше? И это должны делать вообще все фирмы, которые хотят стабильно работать в современных условиях!
Такое, конечно, невозможно. И, как и полагается в соответствии с идеями разделения труда, начинают появляться специализированные компании, единственной задачей которых является оценка состояния дел в различных компаниях, которые за умеренную цену (клиентов-то пруд пруди!) эту информацию продают. Заинтересованы в этом и банки – поскольку им тоже сложно определить реальную финансовую устойчивость всего бизнеса действующих и потенциальных клиентов.
Ну а затем, когда выясняется, что банки вообще без рейтингов кредиты не выдают, меняется и финансовая схема самих агентств: они перестают брать деньги от тех, кто пользуется их рейтингами, зато берут их от тех, кто хочет такой рейтинг получить. Все – современная ситуация возникла. Беда только в одном – если тебе кто-то платит деньги, то он имеет право на некоторое снисхождение. Особенно, если оно специально оплачивается.
И ладно бы только это. Вся современная экономическая модель построена на стимулировании спроса, только в США масштаб соответствующих действий достигает нескольких триллионов долларов в год. Я уж не будут здесь повторять свои расчеты, они встречаются на сайте http://worldcrisis.ru неоднократно. Но беда состоит в том, что механизмы стимулирования спроса постепенно исчерпывают себя, а это значит, что финансовое состояние всех компаний начинает ухудшаться. И это уже системный процесс, который требует пересмотра всех рейтингов всех компаний, для чего нужно разрабатывать совершенно новые модели.
Я совершенно не хочу сказать, что это невозможно в принципе. Вполне может быть, что и возможно. Но есть проблема – для этого нужно, как минимум, публично признать реальное состояние дел в мировой экономике – что пока категорически запрещено. Сами рейтинговые агентства на это пойти не могут, это не их масштаба решение.
В результате, они оказались заложниками ситуации: даже если их специалисты понимают реальное состояние дел, они не могут спорить с МВФ, статистическими органами государств, в которых работают и вынуждены опираться на их данные. И, как следствие, выдают заведомо некорректные рейтинги, по большей части, завышенные. И когда они принимают решения те или иные рейтинги понизить (в том числе, и под политическим давлением), то жертвы такого решения имеют все основания предъявлять претензии. Как минимум, сравнивая свои показатели с другими, которые не были понижены.
В такой ситуации тотального искажения показателей, создание собственных рейтинговых агентств вполне имеет смысл – они будут, в первую очередь, снижать показатели конкурентов. Но вот смысл в самой деятельности рейтинговых агентств исчезает полностью. А это значит, что появляется очень серьезная угроза того, что современный уровень разделения труда в мировой экономике сохранить не удастся – просто потому, что участники экономической деятельности не смогут учитывать все риски своей работы. А сами риски вырастут настолько, что слишком сложная деятельность станет принципиально убыточной.
Я уже писал о том, что такая перспектива, скорее всего, является неизбежной. Но ситуация с рейтинговыми агентствами дает еще одно доказательство того, что этот процесс, снижения уровня разделения труда или, иначе, понижения общего технологического уровня, является на сегодня абсолютно закономерным. Что, с моей точки зрения, только подтверждает нашу теорию кризиса.
Михаил Хазин